Top.Mail.Ru
пн-вс 10.00-21.00
+7 (495) 640-99-33 +7 (985) 330-60-02 +7 (985) 806-32-26
Эффективные методы и техники краткосрочной психотерапии. Курс практикум. Профпереподготовка.

Очно. 16 декабря состоялось первое вводное занятие. присоединяйтесь!

Подробнее
Современные методы психологического консультирования и психотерапии

онлайн. идет набор в группу

Подробнее
Эффективные методики краткосрочной психотерапии. Практический курс

Онлайн. Идёт набор в группу

Подробнее
Практическое использование методов арт-терапии. Интегративный подход

онлайн. идет набор в группу

Подробнее

Буллинг

О проблеме буллинга, способной проявляться в виде словесной травли, запугивания или даже физической агрессии, активно заговорили в последние годы. Несмотря на то, что этот термин относительно новый, такие явления совсем не новы и встречались в коллективах и раньше. Жертвой нападок можно стать где угодно: в рабочей среде, в Интернете, но, чаще всего им подвергаются школьники. Психологи и педагоги бьют тревогу, ведь эта проблема намного масштабнее, чем кажется.

Что такое буллинг

Слово «буллинг» (bullying) позаимствовано из английского языка и дословно переводится как «издевательство», «запугивание», «травля». Под этим термином, введенным в обиход норвежским психологом Даном Ольвеусом, стоит понимать возникающие систематически акты агрессии, которые направлены против одного или одновременно нескольких человек. В отличие от конфликта, буллинг всегда является коллективным явлением.

Буллинг может иметь разный характер и проявления, выражаясь в эмоциональном, физическом, экономическом насилии или кибербуллинге (посредством использования соцсетей и Интернета). Чаще всего жертва страдает от психологического насилия, которому подвергается в виде:

  • распространения неправдивых слухов, сплетен;
  • словесной травли, которая может быть выражена в непристойных шутках, оскорблениях, насмешках;
  • бойкота, который считается одной из наиболее опасных форм буллинга из-за того, что чаще остальных форм издевательств заканчивается суицидом жертвы.

Буллинг встречается в закрытых сообществах и коллективах разного типа: рабочих, школьных, в армии. Также часто травля происходит в Интернете. Всегда в травле присутствует три основные стороны:

Буллер (агрессор). К нему можно также отнести последователей, которые одобряют действия так называемого «лидера».

Жертва. Ею может стать абсолютно любой человек, поэтому какие-то общие черты у жертв выделить нельзя.

Наблюдатели. Они не вмешиваются в травлю, а только смотрят на все происходящее со стороны. При этом они могут одобрять или не одобрять агрессию буллера, или вовсе быть равнодушными.

В коллективе, где происходит буллинг, остаться в стороне невозможно. Каждый так или иначе принимает на себя определенную роль. И если кажется, что достаточно занять отстраненную позицию, чтобы самому не пострадать, это не так. Психологическое состояние наблюдателей порой страдает не меньше, чем у жертв. Существует даже термин «травмы наблюдателя».

Виды буллинга

В зависимости от того, в какой среде происходит буллинг и какой характер он принимает, различают его несколько видов: школьный, в рабочем коллективе, Интернете и другие разновидности. Рассмотрим подробнее каждый из них.

Буллинг в школе

Буллинг в школьной среде очень распространен. Это становится понятно из того, какое множество кинофильмов и книг посвящено этой проблеме. Да и немало успешных сегодня артистов и других звезд заявляют, что они испытали на себе все «прелести» травли в школе.

Участниками буллинга могут становиться не только ученики, но и учителя и даже родители. Каждый из них может выполнять определенную роль (о некоторых из них мы уже упоминали ранее):

  • буллер;
  • жертва;
  • последователи – активно поддерживают буллера;
  • сторонники – агрессию одобряют, но каких-то конкретных действий не предпринимают;
  • наблюдатели – пассивные или равнодушные участники, соблюдают нейтралитет;
  • потенциальный защитник – наблюдатель, сочувствующий жертве, но не помогающей ей;
  • защитник – открыто оказывает жертве помощь в противостоянии травле.

Порой участники буллинга меняют свои роли.

Травле чаще подвергаются ученики со следующими особенностями:

  • необычный внешний вид – дорогая одежда, неопрятность, оригинальный стиль;
  • отсутствие или наличие атрибутов-символов «крутости» (например, смартфона и других гаджетов);
  • умственные и физические отличия – заикание, ношение очков, вундеркинд;
  • пугливость, тревожность, неуверенность, замкнутость, отсутствие друзей;
  • гиперопека со стороны родителей;
  • неуспешность в учебе или, наоборот, любимчик педагогов;
  • хвастливость, высокомерность;
  • нестандартный стиль общения;
  • необычная внешность – лишний вес, неровные зубы, шрамы;
  • восприимчивость к мнению окружающих;
  • новичок в классе, где уже распределены роли;
  • незаинтересованность в том, что пользуется популярностью среди остальных школьников;
  • другая национальность.

Впрочем, буллинг актуален и для членов педагогического коллектива. Помимо того, что учителя могут подвергаться со стороны других учителей и администрации учебного учреждения травле, так еще они могут стать жертвами нападок со стороны школьников или родителей.

Кибербуллинг

Если речь идет о травле в цифровом пространстве, то есть, Интернете, то такой явление называют кибербуллингом. Носит он исключительно психологический характер и может быть представлен в виде:

кибермоббинга – нападок в виде агрессивных комментариев, обидных сообщений;

кибертравли – запугивания, распространения слухов, преследования.

Агрессор в процессе кибербуллинга пользуется преимуществами, которые дает ему цифровое пространство – возможность остаться анонимным и доступ к огромной аудитории.

Буллинг на работе

Немало людей сталкивается с буллингом и в рабочей среде. Называется такое явление моббингом – от английского to mob («нападать толпой»). Для него характерны нападки всего коллектива на жертву. Как правило, конечная цель травли – увольнение жертвы, в качестве которой может выступать:

  • высококвалифицированный сотрудник, выполняющий свою работу качественнее остальных;
  • трудоголик;
  • новый сотрудник;
  • получивший повышение коллега;
  • спокойный и тихий человек;
  • пользующийся отдельными привилегиями со стороны начальства сотрудник;
  • не участвующий в жизни коллектива в нерабочее время.

В качестве приемов травли могут использоваться клевета, распространение лживых слухов, унижения, утаивание информации (для того, чтобы подставить), критику за промашки, игнорирование успешно выполненных задач, принуждение работать больше остальных.

Причины буллинга

Как уже было указано, жертвой буллинга может стать кто угодно, поэтому необязательно он должен чем-то отличаться от остальных членов коллектива. Впрочем, причинами травли могут стать:

  • личные качества и психологические проблемы зачинщика – неприязнь, зависть, желание запугать и унизить непонравившегося ему человека, месть (в этом случае сама жертва может стать буллером), демонстрация своего влияния и силы;
  • виктимное поведение - поведение жертвы, из-за чего нападающие чувствуют неуверенность человека;
  • поведение окружающих, провоцирующих, поддерживающих или закрывающих глаза на травлю;
  • деструктивная обстановка, сложившаяся в коллективе.

Иногда явление буллинга появляется в коллективах, где попросту «скучно» и нечем заняться. Когда люди заняты какими-то делами и реализацией определенных задач, у них попросту не будет времени на то, чтобы травить другого человека. Если же коллектив живет в однообразии, с помощью агрессии по отношению к кому-либо он может выплескивать накопленную лишнюю энергию.

Последствия буллинга

Последствия травли ощущают на себе все участники буллинга. Жертвы становятся социального тревожными, неуверенными, склонными к депрессивным состояниям и развитию психических расстройств. Наблюдатели испытывают страх оказаться на месте жертве, неприятные чувства из-за своего бездействия и неспособности помочь.

Агрессоры могут прийти к выводу, что сила – основной способ добиться желаемого. Нередко из-за этого они становятся на асоциальный путь, начинают употреблять спиртное или наркотики, совершать правонарушения.

Ученик, подвергшийся буллингу в школе, может перенести свою проблему и далее по жизни. Например, впоследствии он может подвергаться на работе моббингу, а в семье – абьюзу.

Как бороться с буллингом

В мире уже существует несколько антибуллинговых программ, внедряемых в школах. Например, в Испании действует программа SAVE, в Норвегии – Olweus Bullying Prevention Program, в Ирландии – the Donegal. И они уже продемонстрировали эффективные результаты.

В России также есть соответствующие проекты – Травли Нет, Каждый важен, действующая в рамках кампании горячая линия #неткибербуллингу.

Кроме того, в зависимости от обстоятельств и состава буллинга жертвам травли можно добиться наказания обидчика в соответствие с нормами законами. Агрессор может получить как дисциплинарное наказание, так и административное или даже уголовное.

Как помочь жертве буллинга

Прежде всего, нельзя ни в коем случае обвинять жертву буллинга. Нужно дать ей понять, что дело не в нем, а в агрессоре. Также стоит поблагодарить человека за доверие, так как зачастую жертве непросто довериться кому-то.

Следует подвести человека к мысли о том, что ему необходимо обратиться за помощью. Ведь оставшись один на один с проблемой, кажется, будто выхода из сложившейся ситуации нет. И профессиональная психологическая помощь способна стать началом эффективной работы над проблемой, своеобразным толчком.

Но, оказание помощи жертвам буллинга – непростая задача, требующая специальной подготовки.

В Институте современных психологических технологий ЧУ ОДПО можно пройти обучение по программам профессионального переподготовки и повышения квалификации по курсам  «Практическая психология детей и подростков», освоить материал по дополнительным профессиональным программам по темам

Указанные программы подходят для людей с любым высшим образованием (психологическим, педагогическим, медицинским и пр.), студентов старших курсов ВУЗов. Полученные знания помогут глубже понять психологические особенности детей и подростков, подобрав ключ к решению проблемы буллинга в школьном или другом коллективе.

Автор: Говердовская Елена Леонидовна

Назад