Социальная и клиническая арт-терапия Переподготовка на психотерапевта Психологическое образование

Детский практический психолог – начало пути

Практическая психологическая работа с детьми – творческий, интересный профессиональный путь. Однако в начале становления профессионала не редко возникает много трудностей, осложняющих работу и отбивающих вкус к качественной психологии. Рассмотрим некоторые из противоречий, с которыми сталкивается новичок.

Противоречия начинаются на уровне подчинения, которое у психологов системы образования носит двойной характер. Это подчинение администрации образовательного учреждения, которая не всегда разбирается в тонкостях психологической работы и, как правило, не имеет психологического образования, которое позволило бы адекватно понимать содержание психологической работы. Вторая линия подчинения – методический центр, специалисты которого - редкие гости в образовательных учреждениях. Задача начинающего психолога не только четко разъяснить педагогическому коллективу свои возможности и обязанности, но и проложить мостики сотрудничества, взаимодействия, цель которого – развитие детей. Одновременно начинающему психологу стоит заручиться поддержкой (методической, профессиональной, эмоциональной) психологов–коллег, которая поможет успешно пройти этап первичной адаптации.

Сложности адаптации в профессиональной группе связаны с особой позицией, которую занимает психолог. С одной стороны, психолог член коллектива, но с другой стороны – он стоит особняком, защищая интересы ребенка и реализуя отношение принятия, поддержки, безоценочности к детям и подросткам, тогда как позиция педагогов – оценочная, сравнительная и критериальная. Уважительная позиция по отношению к знаниям педагогов-профессионалов, к их мастерству опыту и тем задачам, которые они решают (воспитывать или учить детей психолог не будет!) – основа формирования уважения и к самому психологу.

Соблюдение принципа конфиденциальности также нередко вызывает сложности, потому что члены педагогического коллектива ждут от психолога интересных историй и «горячих» фактов, квалифицирующих психику ребенка или его внутрисемейные отношения. Ценностное отношение к личности детей и взрослых, в том числе педагогов чуть позже отзовется доверием со стороны коллег и запросом на психологическую помощь профессионала, которому можно вверять свои сложные душевные переживания и обстоятельства жизни, без риска обсуждения или осуждения.

Еще одно противоречие профессиональной деятельности психолога связано с формой предоставления психологической информации. Существует объективная реальность психической жизни ребенка, но отражаться эта реальность должна совершенно по-разному в зависимости от получателя информации, его образования, статуса, эмоционального состояния и других характеристик. Одно дело предоставить психологическую информацию авторитарному директору школы и совершенно другое – взволнованному, эмоционально неуравновешенному родителю. Одна и та же психологическая информация, скажем, о способах воспитательного воздействия на гиперактивного ребенка, предстает по-разному для папы – интеллектуала с тремя высшими образованиями или бабушки из деревни, ставшей единственным кормильцем такого ребенка. От психолога требуется настроенность на собеседника, понимание его интеллектуального и эмоционального статуса и предоставление психологической информации в такой форме, чтобы она была максимально точно, без искажений воспринята собеседником. В противном случае психологическое консультирование скорее навредит ребенку, чем станет опорой для его поступательного развития.

При этом психологическая информация не должна превращаться ни в набор замысловатых терминов (а их у психологов немало), ни в жидкую перетертую кашку, которая не содержит в себе развивающего потенциала (а на взрослого также необходимо влиять: его развития неотделимо от развития ребенка). Консультирование должно ориентировать участников на эффективные решения и предлагать направления поиска выходов из сложной ситуации, а не превращаться в констатацию наличных трудностей и называние их профессиональными терминами.

Помимо этого перед практическим психологом встает задача регуляции собственной эмоциональной загруженности, проблема эмоционального выгорания, требующая использования навыков саморегуляции, профессиональной эмпатийности, восстановления эмоционального равновесия. Овладение приемами ауторелаксации, мышечного расслабления и установления защитных барьеров окажутся хорошим подспорьем.

Начинающему психологу важно уметь противостоять различного рода манипуляциям, с которыми он может встретиться при взаимодействии с родителями детей или с администрацией образовательного учреждения. Родители могут стремиться переложить на психолога ответственность за ребенка или направлять психолога в позицию врача, дающего конкретное лекарство от конкретной проблемы. Задача психолога вернуть ответственность родителям, но вместе с ними обсудить как причины сложившейся ситуации (влияние окружения, особенности личности самого ребенка, особенности личности родителя и т.д.), так и пути ее преодоления (что должно измениться в семейной структуре, какие ресурсы есть у родителя, на какие сильные стороны личности ребенка можно опираться, какие задачи развития стоят перед диадой ребенок – родитель).

Важно отметить и отношение начинающих психологов к психологическим методикам. Многие психологи часто сосредоточивают свою профессиональную деятельность на диагностике, используя огромное количество методик и тестовых программ. Однако достаточно быстро становится очевидной ограниченность данных, получаемых с помощью методик и психолог вынужден обратиться к теоретическим, интерпретационным моделям и объяснительным закономерностям, отвечая себе и родителям на вопросы почему? и что делать? в сложившейся ситуации. Эти вопросы упираются в фундаментальный вопрос о том, какой теоретической позиции, какой объяснительной модели развития психики придерживается практический психолог. Избежать этого вопроса, осуществляя качественную профессиональную деятельность нельзя. И психолог, который только недавно, по окончании учебы, с удовольствием забросил все монографии и труды маститых ученых начинает вновь заглядывать в учебники.

Перечисленные противоречия – лишь первые сложности, с которыми сталкивается психолог, однако уже они открывают замечательные возможности для творчества, личностного роста и самоактуализации, в которых так нуждаются и психологи. Психологи – тоже люди.

Помещения института