Социальная и клиническая арт-терапия Переподготовка на психотерапевта Психологическое образование

Фетишизм как социально-психологическая проблема

Повышение значимости внешней атрибутики жизни, наделение предметов сверхзначимым сверхценным смыслом – это фетишизм в широком смысле. В науке, в зависимости от области применения фетиша рассматриваются несколько видов фетишизма: товарный, эротический (сексуальный), религиозный, суеверный, денежный.

Товарный фетишизм – персонификация избранных товаров и придание им сверхсмыслов (товары – основная форма социальных связей). Современное общество, по сути, является потребительским, сознание людей утилитарно и стремится к обладанию и потреблению. Для многих единственная цель и стимул в жизни – приобретение желанных вещей, которые повышают статус человека, увеличивают значимость, создают иллюзорную мощь. В условиях, когда социум оценивает по внешним атрибутам, значимость многих человеческих качеств теряет свою ценность. Это проблема общества, которая особенно затрагивает молодежь в период активного формирования психики и социализации. Замена социальных отношений товарными, восприятие себя через призму обладания значимыми вещами ведут к дегуманизации и самой личности человека. Тогда личность не значима сама по себе со всем человеческим, что ей свойственно, человек, не обладающий значительной суммой денег, телефоном, популярной марки, дорогим автомобилем может ощущать себя неполноценным.

Стремление повысить свою значимость за счет вещей отрицательно влияет на психику молодежи. Дегуманизация человеческих отношений может запутать во всех значимых жизненных приоритетах и, прежде всего, в таком случае пострадают объектные отношения и эмоциональная сфера. Аспекты, которые часто не осознаются и ведут к проблемам в отношениях, отражены в следующих вопросах: Чем руководствоваться при выборе спутника жизни, друзей? Как относиться к близким людям, которые не обладают материальными ценностями и имеют низкий уровень жизни? Что можно делать для достижения желаемого, а чего делать нельзя? Это нравственные и моральные дилеммы, но и еще проблемы, ведущие к серьезным психологическим трудностям.

Отношения, которые были построены через призму материального или потребительского отношения к партнеру характеризуются неопределенностью, холодностью чувств, когда человек не понимает, что чувствует он сам и, что чувствует его близкий человек: отношения используются, они удобны и выгодны, но не приносят удовлетворения и рано или поздно что-то в них начнет разрушаться. В социуме также не редко можно наблюдать отношение к человеку, как к существу без индивидуальности и чувств, например в организациях, где люди, как пешки или винтики, кто-то решает, что их можно поменять местами, уволить, заменить и, при этом любые методы хороши. Не учитывается личностная составляющая сотрудника, его влияние на коллектив, а также не имеет значение то, что он чувствует. Все решает только расчет: экономия денег, замена по возрастному и гендерному предпочтению и т.д. Конечно, в условиях больших учреждений и даже страны в целом невозможно учитывать индивидуальность и чувства каждого, невозможно посылать на войну солдат и плакать о каждом, психика человека, ответственного за такие распоряжения защищает его от тяжелых чувств. Однако в повседневном общении, в отношениях, дружбе по-прежнему главное гуманизм, даже, если это и звучит старомодно.

Дружеские отношения часто также стоятся по принципу соревновательности в области достижений, важен статус, деньги, материальные ценности, успехи детей и самое важное в них - у кого лучше и больше, а позиция не успешности крайне болезненна для самооценки. В таком случае также происходит дегуманизация, опредмечивание дружеских отношений, в них не главное удовольствие от общения, они нагружены соревновательностью, главная цель которой соответствовать или быть лучше, что, безусловно, отражение проблем с самооценкой. Скорее всего, такая неустойчивая самооценка родом из детства, когда родители любили и хвалили только за хорошие результаты, за пятерки, а реакция родителей на более низкие результаты откликалась у ребенка душевным опустошением и снижением своей значимости. Такой ребенок не был для своих родителей ценен и любим безусловно, а являлся дополнением к ним самим и должен был повышать за свой счет чувство их собственной значимости.

Похожий психологический механизм может привести к одной из достаточно распространенных особенностей современности – стремлению совершенствовать свою внешность и соответствовать признанным стандартам красоты. Стремление выглядеть хорошо вполне нормально, речь о том, когда желание обладать нужными формами и видом заставляет ложиться под нож, улучшая зачастую то, что не требует улучшения, когда тело становится ответственным за психологический комфорт и за поддержание отношений. Особенно плохо, когда это превращается в зависимость. Тело такого человека, чаще всего женщины, само по себе становится фетишем. Превращая свое тело в предмет, который можно изменять, «перекраивать» в угоду моде, для повышения самооценки или для поддержания отношений, женщина расщепляет свой внутренний мир, нарушается ощущение единения тела и психики, которое формировалось всю предшествующую жизнь, у нее изменяется восприятие реальности. Возникает расщепление на тело и психику, на новое и старое тело, тело становится предметом, который можно обновить, омолодить, создается иллюзия управления временем, может возникнуть потребность в постоянных изменениях, потому как совершенству нет предела. Оказаться заложником потребности в таких изменениях – серьезная проблема.

Еще одна проблема с похожими причинами – использование женщиной своего тела в целях заработка – проституция. Если тело товар, то это товарный фетишизм, но ведь труд человека – это не предмет, это результат его психической деятельности, даже тогда, когда он выполняет чисто механическую работу, например, перекладывает деталь с одного места на другое. Потому, как любая деятельность дееспособного человека регулируется корой головного мозга, нервной системой, психикой. Даже к монотонной, механической работе у человека есть свое отношение, он выполняет ее с какими-то чувствами, он выработал какой-то свой индивидуальный способ её выполнения и т.д. Используя свое тело для работы, которое изначально нацелено на продолжение рода, рождения ребенка, отцом которого может быть один мужчина, женщина превращает свое тело в инструмент для работы. В таком случае можно снова говорить о расщеплении личности на психику и тело, так как чтобы использовать тело для работы нужно «убрать» эмоции, свое отношение к клиенту, обезличивать клиентов, как людей со своими достоинствами и недостатками.

Мужчина - потребитель услуг проститутки в свою очередь дегуманизирует её, ему незачем учитывать её чувства, считаться с ними. Тогда становится возможна реализация любых желаний и действий и, он может не испытывать угрызений совести, не понесет наказания за грубое отношение к ней, и избавлен от чувства тревоги и других неприятных чувств, которых он боится в отношениях с женщинами. Расщепление и дегуманизация не способствует психическому здоровью людей и может быть причиной психических расстройств, зависимостей от психоактивных веществ и других психологических проблем.

Фетишизм в психоаналитическом понимании – защита от тревоги и страха кастрации, компромиссное решение психики, помогающее организовать сексуальную жизнь хотя бы при каких-то условиях. Хоть здесь он и в помощь, но все же - это симптом нездоровья.

Фетишизм – в широком смысле, который стал частью психологической реальности человека, это непростое явление, свидетельствующее о психологических проблемах, он вполне заслуживает определения «симптом» и даже скорее определения «болезнь» (личностная и социальная). Дегуманизация практически во всех сферах жизни, будучи не распознанной и в целом считающейся нормальной, ведет к обеднению психики, психологическим проблемам, к проблемам в отношениях, является защитой от чувств и отдаляет человека, как от лучшего понимания себя, так и от лучшего понимания тех, кто рядом.

Автор: Цанава Оксана Владимировна

Помещения института