Социальная и клиническая арт-терапия Переподготовка на психотерапевта Психологическое образование

Мама, побудь со мной

Перед сном, укладываясь в кровать, мой восьмилетний сын мне говорит: «Мама, полежи со мной!». Я уставшая после трудового дня, еще не разобравшись с ежедневными домашними делами, иду в комнату ребенка, чтобы побыть с ним. Глажу его по маленькой головке, делаю легкий массаж на спинке, особенно он любит «Рельсы, рельсы. Шпалы, шпалы», а сын рассказывает какую-нибудь историю, которая произошла с ним в школе. Потом засыпает. Но так было не всегда. Просто однажды я поняла: ребенку нужно всего пятнадцать минут моего всецелого внимания, общения, чтобы он почувствовал себя спокойно, уютно и в безопасности. Ведь в школе от него требуется дисциплина и выполнение заданий; дома, на секциях – те же правила. Родители на работе, заняты своими делами. И так каждый день, что называется «daily routines».

Ребенок, находясь в школе, испытывает напряжение и стресс. Особенно в период адаптации: первый, второй класс, иногда даже третий. Учитель, одноклассники, уроки, контрольные работы, занятия, оценки за знания и поведение – все это новая система, в которую еще нужно «вписаться». Кроме того актуальными являются чувства дружбы, влюбленности, симпатии или антипатии. Дети также учатся строить отношения со сверстниками, пытаются найти друзей по душе, с кем интересно и весело. Это отнимает много сил, энергии; им особенно необходимы поддержка и участие.

Но, к сожалению, не все родители ориентированы на то, чтобы достичь взаимопонимания со своим чадом и создать атмосферу доверия. Печально, когда семья становится неким продолжением школы. Мамы и папы, приходя домой, требуют от ребенка послушания, выполнения домашней работы, дисциплины. Критикуют, вместо того, чтобы вникнуть в его внутренний мир, понять чувства, помочь справиться со стрессовой ситуацией, которая возникает каждый день.

Так было и в моей семье. И все эти требования и критика не приводили ни к чему, кроме конфликтов, негативных переживаний. Отношения с ребенком портились, мы отдалялись друг от друга. Я все больше была озадачена тем, как заставить сына делать уроки, получать хорошие оценки, учить английский язык, собирать портфель самостоятельно. А сын на занятиях грыз карандаши и ручки, приносил домой тетрадки с загнутыми краями. Это был явный признак напряжения и тревоги, которые испытывал ребенок в школе.

Ситуация достигла апогея; тогда я стала искать другой способ взаимодействия с сыном. Главный вопрос: как установить с ним контакт? Важно лучше понять, что он любит, о чем беспокоится, что его страшит, а что поддерживает и дает ресурс справляться со своей тревогой. И ответы на эти вопросы я нашла после того, как уроки и обязанности ушли на второй план. Теперь иначе для меня зазвучали слова ребенка с просьбой побыть с ним перед сном в его кроватке. Как и сказка на ночь, такая традиция так важна для ребенка. За это время он получает очень много внимания, тепла и поддержки, успокаивается, все тревоги уходят. Но только когда честно и правдиво я всецело погружена в атмосферу общения. Для меня это способ, который позволяет дать ресурс, поддержку и чувство защищенности моему ребенку. Постепенно мы сблизились, теперь главным в наших отношениях - общение, без условий и требований. Возможно, в будущем это даст свои результаты.

Марина Анеликова

Помещения института