Социальная и клиническая арт-терапия Переподготовка на психотерапевта Психологическое образование

О тренинге детско-родительского взаимодействия (ТДРВ) Ш. Айберга (США)

Тренинг детско-родительского взаимодействия - это специальная программа, предназначенная для применения в рамках терапевтической работы с родителями и детьми от 2 до 7 лет. Тренинг основан на сочетании игровой и бихевиоральной терапии, предполагает последовательное обучение от сессии к сессии и предназначен для коррекции:

-внешних поведенческих проблем детей (непослушание, агрессия, аутоагрессия, гиперактивность, нарушение внимания);

-внутрипсихических процессов ребенка (плаксивость, тревожность, сниженная самооценка и др.);

-проблемных взаимоотношений родителей и ребенка.

Один из создателей этого метода - Шейла Айберг является почетным профессором кафедры клинической и медицинской психологии, педиатрии и психологии в Университете штата Флорида. Ею опубликовано более 150 научных статей и работ, связанных с психотерапией детей дошкольного возраста.

Основой данного обучающего семинара является отработка навыков ведения представленной программы так, чтобы каждый участник, прошедший программу, смог применять ее в психотерапевтической работе с семьями сразу после окончания обучения.

От занятия к занятию участники буду обучаться техникам игровой поведенческой терапии посредством участия в ролевых упражнениях. Участники семинара приобретут компетенции, благодаря которым смогут обучать родителей и вести терапевтический процесс. Они не только сами обучаться техникам игровой поведенческой терапии и приемам дисциплинарной стадии, но и смогут эффективно обучать родителей. В конечном итоге каждый прошедший программу приобретет уникальный инструмент, готовый для решения ряда типичных детско-родительских запросов.

ТДРВ состоит из двух стадий: игровой и дисциплинарной. Игровая стадия позволяет укрепить эмоциональный контакт родителя и ребенка, смоделировать ситуацию, в которой ребенок бы играл положительную социальную роль.

Дисциплинарная стадия направлена на коррекцию нежелательного поведения ребенка.

ТДРВ оснащен рядом конкретных техник для реализации поставленных целей.

В начале тренинга детско-родительского взаимодействия проводится диагностика, направленная на выявление жалоб родителей и оценки ими негативного поведения своих детей. Диагностика представляет собой заполнение тестового задания, где родителям предлагается оценить выраженность того или иного типа поведения детей.

По результатам диагностики можно сделать вывод о соответствии или несоответствии данной программы запросу родителей.

Отдельная анкета предусмотрена для воспитателя ребенка с целью сбора данных еще одного взрослого, знакомого с поведением ребенка.

Помимо этого на первой встрече проводятся игровые диагностические пробы. Терапевт задает различные ситуации, предлагая родителям поиграть с их ребенком. В это время терапевт собирает специальные данные по разработанному протоколу. Это позволяет собрать информацию и дать профессиональную оценку качеству взаимодействия родителя и ребенка.

Участники тренинга осваивают техники игровой поведенческой терапии (описание, отражение, имитация, дифференцированное внимание и др.). Поведенческая игровая терапия (ПИТ) направлена на создание крепкого эмоционального фундамента отношений родителей и ребенка, создание ситуации, в которой бы ребенок играл положительную социальную роль и демонстрировал желательное поведение. Так, для решения этой задачи в ПИТ существует ряд специальных техник. Это техники отражения, имитации, дифференцированного внимания и др. Во время терапевтической работы с семьей психолог обучает родителей пользоваться этими техниками – это происходит во время игры. На семинаре каждый участник не только обучится данным техникам, но и получит обширную практику в роли терапевта, обучающего родителей.

В данной программе разработана специальная система наблюдения. Она реализуется с помощью бланка кодированного наблюдения. Каждая сессия с семьей в тренинге детско-родительского взаимодействия (кроме диагностических и обучающих встреч) начинается с наблюдения и оценки динамики продвижения семьи, освоения родителями необходимых навыков. Участники семинара научаться пользоваться данной системой, потренируются в ее применении.

Дисциплинарная стадия содержит в себе ряд уникальных техник, направленных на решение воспитательных задач. Среди них техника «тайм-аута», которой участники семинара будут обучаться планомерно от встречи к встрече, так же, как потом они будут обучать родителей. Участники семинара научаться разделять послушание, частичное послушание и непослушание, давать прямые единовременные указания родителям для овладения навыками, тренировать вербальную и невербальную коммуникацию, обеспечивать атмосферу доверия и уверенности для родителей.

В завершении тренинга проводится оценка терапии с применением специально разработанного тестового материала. Это позволяет продиагностировать достигнутые результаты и удовлетворенность родителей.

Автор: Татьяна Рыцарева

Помещения института