Социальная и клиническая арт-терапия Переподготовка на психотерапевта Психологическое образование

Онтогносеологические аспекты трансперсональной голосовой терапии

Современная психотерапия, по всей видимости, подошла к пониманию того, что определение модели и инструментария психологического воздействия на человека не может осуществляться вне исследования сущностных аспектов проблемы, на решение которой собственно они и нацеливаются. В первую очередь, это замечание касается вопроса, об определении онтологического содержания и гносеологических аспектов исследуемого феномена (проблематики). Во вторую, это обращение к анализу тех форм и приемов работы, применение которых связывается с пониманием механизмов разворачивания психотерапевтического процесса.

В свете сказанного, малоизученным с точки зрения онтологических и гносеологических позиций остаются модели психотерапии, использующие в качестве инструментария «работы» с глубинными слоями человеческой психики феномен голосового звучания. Палитра практикуемых сегодня техник данного направления мозаична, однако должное обоснование целесообразности использования тех или иных моделей и приемов голосовой терапии остается крайне поверхностным, бессистемным. Исходя из описанного представления о роли онтогносеологического в психотерапии, выводится цель публикации, которая предстает в виде раскрытия глубинных аспектов воздействия голоса на психологическое состояние человека, исследование феноменологического и психофизического аспектов данного вопроса.

 Следует отметить, что анализ сущности голосового звучания крайне редко встречается в научной и философской литературе. Одна из первых попыток определения онтологического значения звучания была предпринята немецким философом Фридрихом Шеллингом в работе «Философия искусства», в которой он выводит понятие «звучания» (Schall) из звона (Klang). Ф. Шеллинг пишет: «Неразличимость облечения бесконечного в конечное, воспринятая как чистая неразличимость, есть звон» . Исходя из предпосылки о том, что «в бытии материи облечения бесконечного в конечное не может выявиться в чистом виде, как таковое» , Ф. Шеллинг видит возможность «внедрения» бесконечного в конечное путем определения его в пространстве тела.

Безусловно, тело обладает формой, благодаря которой оно обретает звучание. Но звучание, согласно Ф. Шеллингу, связывается не с телом, а с абсолютной формой магнетизма, т. к. с одной стороны, звон «есть нечто живое, для себя сущее, а с другой – есть простое измерение во времени, но не в пространстве» . Апеллируя к трансцендентальному, Ф. Шеллинг определяет звон как магическое событие, характеризуя магию как «непосредственное вторжение сверхчувственного в чувственное» . Он полагает, что «магическое» представляет собой «воздействие, которое вещи оказывают друг на друга лишь посредством своего понятия, т. е. неестественным способом» . Звон является магическим актом единения неразличимого, бесконечного, духовного начала с конечным - телесным.

Звук, как интенциальная форма звона, проявляет себя в реальности посредством намерения человека на выражение, озвучивание себя. В то же время тело звучит, благодаря способности оформлять, проводить и отражать звук. Всякое звучание, по мысли Ф. Шеллинга, есть «проведение», факт сцепления, перехода идеального начала в телесное. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что «звон есть не что иное, как созерцание души самого тела» . При этом Ф. Шеллинг постулирует идею о неразличимости «понятия и бытия, души и тела (des Leibe) в теле (Körper)» . Иначе говоря, он определяет звук как стремление идеального проявить себя в материальном, как слияние, единение психического и телесного.

Взгляды Ф. Шеллинга на природу звона позволяют усмотреть в природе звука его сопричастность к трансцендентному миру. Идея об «обличении бесконечного в конечное» указывает на функцию звука, как вбирающего в себя, оформляющего в себе волновое движение содержания звучащего пространства. Но звучание в отличие от звука небиологической субстанции воспроизводится телом живого существа; оно не только отражает пространственно-энергетические связи объектов среды, но и свидетельствует о присутствии в ней активного творческого начала.

Ф. Шеллинг обозначает, но не раскрывает вопрос о сущности звучания человека. С нашей точки зрения, неразличимость в звучании «души и тела в теле» не отражает исключительно трансцендентное свойство голоса; его трансцендирование «вырастает» из субъективного, осознанного действия звучащего индивидуума. Характер звучания, его обертональность субъективно обусловлены, определены самим отношением звучащего к процессу звучания, а, стало быть, как к миру, в котором он звучит, так и к телу, в котором зарождается и оформляется звук. Говоря другими словами, голос продуцируется звучащим посредством его интенциональной направленности на звук, на его типологические характеристики, отражающие особенности субъективного восприятия и выражения; вход в магическое пространство звука открывается только для осознающего себя и мир субъекта.

На основании изложенного, можно говорить о том, что оттенки голоса указывают на когнитивные и чувственные стороны процесса звучания, его эстетическое и аксиологическое назначение. На чувственный компонент звучания указывает и немецкий философ Хельмут Плеснер. В работе «Единство чувств», анализируя смысловое содержание акустических и визуальных данных, Х. Плеснер отмечает соразмерность телесных состояний чувственным структурам. По его мнению, музыка и пение, благодаря последовательности тонов, создают условия для возникновения образов, и именно поэтому они обладают смыслом.

Каким же образом возникает человеческий голос? Первопричиной интенционального голосового звучания выступает мысль, идея о звуке. Идея рождается в сознании, реализуя себя в движении тела через дыхание, через напряжение тех мышечных групп и связок, которые отвечают за звукоизвлечение. Человеческое тело, воспроизводя звук, отражает его в самом себе, вызывая эффект резонанса. Иначе говоря, акт голосового звучания свидетельствует о способности человека чувствовать свое «бытие плоти». Может быть в этом слиянии мысли с телесной формой выражения звука заключается «магия» голоса, его завораживающая сила?

Далее рассмотрим, каким образом зарождается звук в теле при речи и пении, определим те связующие его звенья, которые делают звучание выразительным. Общеизвестно, что звук в речи может быть наделен множеством смыслов; звук выполняет роль элемента фонетической системы. В своем сцеплении с другими составляющими системы единичный звук выступает в качестве носителя интонации, неречевого контекста. В этой связи следует отметить, что природные звуки можно рассматривать в качестве экологического основания для формирования фонетической системы речи. В то же время, Р. В. Тонкова-Ямпольская, исследуя природу младенческого голоса посредством анализа структуры звуков, показала, что звуки, прежде всего, выступают в качестве средства коммуникации, донесения смыслового содержания сообщения, т.е. выполняют коннатативную функцию.

В связи с вышесказанным следует отметить, что в лингвистике выделяют паралингвистические и просодические признаки звука. Просодические характеристики указывают на громкость, напряженность, особенность соединения звукового ряда (отношения пауз и ускорений). Паралингвистические характеристики - тон голоса, его личностные частотные показатели - позволяют выражать экспрессивно-эмоциональное отношение звучащего субъекта к объекту коммуникации. По характеру изменения тембра и скорости голоса можно определить силу аффективных переживаний человека, его психическое и телесное состояние.

Исследование паралингвистических характеристик голоса и тона в речи, языке и культуре, осуществленное, в частности, Г. Е. Крейдлиным в работе «Невербальная семантика», показало, что семиотическая значимость голоса проявляется в знаковых бинарных оппозициях, прежде всего, в такой, как «свой – чужой». По особенностям голосовой «палитры» можно распознать личностное в образе звучащего индивидуума, его физическое и психологическое состояние, его субкультурную принадлежность. Характер звучания свидетельствует и о настоящем состоянии человека, и о его трансцендентальном устремлении, и об отношении с Другим.

Анализ характера звучания человека в различных ситуациях показывает, что его выразительность наиболее ярко проявляется в те мгновения, когда сиюминутное, личностное отступает в сторону трансцендентального. Голос звучит, благодаря эффекту резонанса звука, возникающему в теле - пространстве в ходе интуитивного соотнесения индивидуумом акустических характеристик собственного голоса с отражательными качествами среды, в которой он находится.
С точки зрения физики, эффект резонанса возникает при усилении колебания тела и его частей под воздействием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой тела. Психофизической основой резонанса служат вибрационные ощущения звучащего в области лица, головы, груди и во всем теле. По мнению Э. Карузо, «певческий голос нужно ощущать всем своим телом, иначе в звуке не будет волнения и силы» , красивого тембра, яркости и полетности. В то же время, резонансное пение возникает благодаря способности человека управлять функциями голосовых резонаторов и дыхания.

Характер звучания может быть интенционируем и неинтенционируем. Интенциональная направленность голоса выражается в осознанном изменении субъектом звуковых характеристик, включая силу и продолжительность звука, его темп и тон. Интенция голоса обуславливается отношением звучащего субъекта к объекту, на который направлено его внимание; голос выступает в качестве средства выражения, сополагания личности с другими индивидуумами. Посредством голоса личность выражает не только свое отношение к Другому; голос является инструментом и продуктом самопознания.
 Голосовая модуляция формируется сознательно, но ее первопричина сокрыта в бессознательном. Если форма выражения голоса зависит от смысловых элементов сообщения и способов их речевой репрезентации, то характер звучания, его выразительность обусловлены душевным состоянием человека, особенностями его темперамента и характера. Иначе говоря, эмоционально-чувственное в голосе опосредуется отношением индивидуума как к миру, так и к самому себе. Закрытая, тревожная, агрессивная личность модулирует напряженный, сковывающий восприятие, подавляющий позитивные чувства звук. Напротив, открытый, свободный, доброжелательный человек звучит легко, звонко.

Звук, рожденный в теле по воле человека, свидетельствует о знании, понимании, чувствовании им самого себя. Индивидуум звучит ярко, гармонично, выразительно, если он воспринимает себя в единстве духовного и физического - «пронизывающих» друг друга начал, которые «взаимообуславливают» характер его звучания. Субъект звучит, сознательно определяя форму звука, форму перехода «неявного» намерения в озвучивании своего настроения в «явный» ряд обертонов. С определенной осторожностью можно допустить, что более глубокое сосредоточение внимания на характере звукоизвлечения предопределяет трансформацию личностного в трансцендентальное. По-видимому, можно говорить и о том, что «яркий» резонанс искажает восприятия звучащим образа собственного «Я», постепенно «стирая» его из поля внимания в процессе сонастройки с резонируемой средой. Иначе говоря, означаемое, выражаемое в форме резонансного звука, «поглощает» означающее – самого звучащего субъекта.

Человеческий голос от природы обладает силой и красотой. Признаками здорового голоса выступают такие типологические характеристики, как: широта частотного диапазона, обертональность (многозвучие), объемность звучания, чистота и теплота тона. Следует отметить, что голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания голосообразующих систем организма. Голосообразование – произвольный процесс, подчиненный сознанию, который развивается и приобретает силу вместе с развитием человеческого организма. Структура человеческого голоса может быть исследована по таким устойчивым во времени психофизическим параметрам, как: частота, сила, длительность и тембр. Иначе говоря, восприятие голосового звучания может быть объективировано по составным его элементам. Однако, дискретный анализ целостного звучания не отражает его содержательного аспекта, поскольку акустические качества образуют единый и неделимый комплекс.

И так, звук – это форма кинетической энергии, возникающей в результате колебательных движений, и воздействующей на состояние тела и души. Сила голоса – в качественных характеристиках звучания. Свободное звучание голоса непосредственно связано с самоощущением человека, с его эмоциональным состоянием. Поэтому раскрепощение голосовых возможностей способствует раскрепощению человека на психологическом и психофизическом уровнях. Освободить голос – значит освободить человека от психофизического напряжения, ограничивающего его способность к звучанию, восстановить связь сознания с телом, сделать индивидуума телесно осознанным. В процессе осознания субъектом собственного голосового звучания выразительнее и чувственнее становится не только его голос, но и он сам. Чем больше обертонами наполнен голос, тем «глубже» он проникает в сознание, тем сильнее производят впечатление на воспринимающего звуки. Иначе говоря, изменяя способность к интонированию голосом в сторону его расширения, личность гармонизирует отношения с собой, со своим телом и миром. В этом и заключается одна из целей практики, разработанной нами модели трансперсональной голосовой терапии. Центральное положение в данном методологическом подходе занимает понятие «резонанс». Рассмотрим его содержание.

Следует отметить, что даже в вокальной практике работы над характером голосообразования крайне мало внимания уделено анализу исследований сущностных и психологических аспектов резонансного звучания, придающего голосу особую выразительность и силу. Слово «резонанс» происходит от французского «resonance» – звучать, откликаться. Резонировать могут все тела, кроме тех, которые гасят колебания воздушной среды. В природе звук распространяется со скоростью 344 м/с. Посланный голосом звук, отражаясь от плотной материальной среды, возвращается к своему источнику в виде звуковых волн. Периодические сжатия и разряжения прямых и отраженных волн, их интерференция приводят к усилению звучания. В результате возникает так называемая «стоячая волна», которая и представляет собой эффект резонанса.
 Важным условием возникновения резонанса является наличие у тела собственной резонансной частоты, то есть такой частоты колебаний, при которой данное физическое тело начинает вибрировать, будучи выведенным из состояния покоя какой-либо внешней силой. Таким образом, «резонанс – это явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под действием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой этого тела.».

В своей работе «Искусство резонансного пения» В. П. Морозов указывает на три типа развития резонанса:

  1. Резонатор является усилителем колебаний воздействующей на него возбуждающей силы. Так, если поставить совпадающие по частоте два камертона друг напротив друга и дать звук на один, то второй камертон также зазвучит.
  2. Резонатор избирательно реагирует на частоту воздействия на него возбуждающей силы. Он усиливает только те колебания, которые соответствуют его частоте.
  3. Резонатор усиливает колебания, соответствующие его собственной частоте, не требуя практически никакой дополнительной энергии.

В контексте исследования трансперсональной природы голосового резонанса следует отметить, что интерференция волн осуществляется в процессе дыхания и взаимодействия звука с телом человека. По-видимому, с определенной оговоркой, можно допустить, что резонанс, с синергетической точки зрения, – это топологически правильное воздействие среды на человека («психосоматическая связка»). Если параметры внешнего воздействия соответствуют собственным параметрам самоорганизующейся системы, то может произойти резонанс внешних и внутренних вибраций. Вопрос только в том, какое воздействия это оказывает на человека - созидающее или разрушающее. Таким образом, посредством голоса человек способен резонировать как с собственным телом, так и с окружающими телами. Особое значение в овладении индивидуумом голосовым резонансом имеет его способность к образному представлению и переживанию эмоций. В состоянии эмоционального подъема (эмоции радости) активизируются резонансные механизмы голоса, в то время как печаль и страх подавляют эффект резонанса. По-видимому, эмоции выступают в качестве основной мобилизующей силы голосового звучания. Направляя характер собственного эмоционального переживания, звучащий способен управлять оттенками голоса, его обертональным колоритом. Голос может стать «полетным», «легким», «холодным», «свободным» и т. д.
 Эмоциональный настрой придает окрас звукоизвлечению, определяет состояние голосовых связок, систем дыхания, характер телесного жеста. Так, Г. Вильсон описывает пример крайней формы эмоциональной реакции на музыку - «трепет». «Трепет», как легкая дрожь, может развиваться и в более интенсивные формы телесного выражения: в «распространение дрожи на кожу головы вплоть до лица, вниз вдоль спины на переднюю часть тела, на грудь, бедра, живот и ноги. Представленная психофизиологическая реакция свидетельствует о том, что в процессе звуковоспроизведения участвуют все сенсорные системы организма, все тело человека.

Представления о голосе и механизмах его образования настолько тесно связаны с мышечными движениями, что неизменно сопровождаются ими. Главная особенность мышечных движений, сопутствующих голосовым представлениям – их непроизвольность. Такой переход мысленного представления о движении мышц в реальное выполнение движения описан в литературе как идеомоторный акт (от «идео» - мысль, «моторика» - движение – авт.) . Именно способность умозрительно представлять себе образ желаемого результата при резонирующем пении является основой успешного овладения техниками резонансного звучания.

При использовании «метода образности» в процессе трансперсональной сонастройки в работе терапевтической группы актуализируются идеомоторные связи – представления позитивного состояния - чувства. Психологической основой трансперсональной техники выступает воображение, которое предопределяет характер протекания двух физиологических процессов в голосовом тракте: потока воздуха и «потока» резонирующего звука. Два взаимодополняющих процесса под воздействием воли звучащего обретают третью составляющую, выражающуюся в переживании состояния резонанса. Голосовой образ воспринимается как проекция чувства вибрации в теле и вокруг тела. При этом резонирующий звук, возникающий в результате интерференции звуковых волн, регулируемых воображением и дыханием, «повисает» в акустическом пространстве. Для усиления чувства резонанса звучащему достаточно «присоединиться» к уже сформированному и удерживаемому энергией голосов аттрактору звука.

Таким образом, трансперсональное голосовое звучание, проистекающее из единого действия моторных и идеомоторных актов, из интерферирующего отражения звука в телесных и средовых резонаторах может быть актуализировано посредством сонастройки голосов членов терапевтической группы. Голос, направляемый мыслью и чувствами, выступает как средство выражения телесного чувства и духовного устремления. Являясь миру в качестве представляемого и воображаемого, индивидуального и культурного феномена, звук выступает в качестве неявной для рассудка трансцендентальной по форме силой, обладающей терапевтическим потенциалом. Управление резонансным звучанием требует развития в человеке способности к тонкому восприятию собственной природы, к рефлексии, получаемого в ощущениях, опыта звучания, к переживанию чувства собственной трансцендентальности.

Автор: Никитин В.Н.

Помещения института