Социальная и клиническая арт-терапия Переподготовка на психотерапевта Психологическое образование

Особенности организации образа сознания и структуры личности русских и японцев

  1. Образ является единицей сознания и отражает свойства организации всего сознания в целом. (А.А. Гостев 1992 В.П.Зинченко 1969, Смирнов С.Д. 1985, Shepard 1978, Horowits 1970, Barratt 1953, Василюк 1993)
  2. Культура порождает и несет в себе культуру работу сознания, как составную часть включающую в себя способы обращения с образом сознания (образогенез) (Абаев 1989, Василюк 1998)
  3. Образ имеет культурспецифические черты, отражающие культуру его породившую.
  4. Культуры психологически различаются между собой по специфическим конфигурациям структуры образа сознания, проявляющиеся не только в сознании носителей культуры, но и в закрепленном виде в формах произведений искусства, философских стилях, литературных и музыкальных жанрах, религиозных практиках и т.д. (Выготский 1934,1956)
  5. Чтобы вычленить предмет нашего исследования, мы вводим понятие культура образа (Сидорова 2003). Культура образа – это детерминированные культурой способы организации, функционирования, построения образа, интерироризируемые и усваиваемые посредством общения с носителями культуры и освоения культурных кодов через язык, нормы общения и т. д.
  6. Для анализа культурдетерменированных особенностей построения образа сознания, нами была разработана система оценки образа сознания, в которой мы выделяем:
    1. содержательные особенности образа сознания (понятно, что содержательно культуры различаются, мы будем встречать в ответ на слово «вкусный ужин» - суши у японцев и картошку с грибами у русских)
    2. структурное строение образа сознания - применяя в качестве инструмента анализа Модель психосемиотического тетраэдра образа сознания (Василюк 1993,) можно говорить о доминировании и ли задейстововании тех или иных полюсов тетраэдра в конкретной структуре образа. Всего автор модели выделяет 9 полюсов тетраэдра (подробнее, Василюк, 1993)
    3. динамические характеристики образагенеза, - а именно акты сознания связанные с построением, образа, преобразованием, ассоциированием с другим образом. Среди динамических характеристик образа сознания мы выделяем стратегии продуцирования образа
  7. Чтобы зафиксировать и сделать явным столь неуловимый объект исследования как образ сознания, мы прибегли к помощи рисуночной методики, а именно методики «Пиктограммы». Всего мы использовали 17 стимульных слов и выражений: веселый праздник, развитие, теплый ветер, болезнь, справедливость, вина, тяжелая работа, семья, неприятное прикосновение, мечта, радость, счастье, культура.
    Всего в исследовании, которое проводилось на территории 3-х стран (Россия, Япония, США) приняло участие 120 человек - русские и японцы и русские и японские иммигранты в США. Было проанализировано 2040 образов сознания, представленных пиктографически.
  8. Можно сделать выводы, что, русская культура способствует построению образа сознания преимущественно с опорой на чувственно-субъективно воспринимаемый мир значений, японская культура способствует образному кодированию преимущественно с активным участием предметного мира.
    Наиболее частой стратегией построения образа сознания представителей японской культуры является предметное интуирование, при которой предмет пропитывается оттенками смыслов и чувств, выступая хранителем информации и ключом к пониманию понятия. Наиболее часто встречаемой стратегией построения образа сознания представителей русской культуры является пластическое идеирование, при которой происходит субъективное вчувствование в мир значений.
  9. Несомненно культура работы сознания затрагивает сферу личностной организации, провоцируя инаковую личностную организацию у представителей различных культур. В психокультурном описании русской личности отражены основные ценности христианской культуры, которые проявляются в таких понятиях как душа, тело, лик, личина, ум, сердце, живот. Концепция «Я» в западной психологии может быть описана в терминах – «внутреннего я» (inner self), «межличностного я» (interpersonal self), и «публичного я» (public self). В Японии отсутствовала до недавнего времени собственная психологическая школа, однако многие антропологи и исследователи, как японские, так и западные (Хсю 1976, Дои (1973), Лебра,1973, Гофман, Матсумото) пытались делать обобщения относительно негласно существующему в Японии пониманию личности и личностной сферы на основе фольклорных, научных, медицинских, лингвистических и мифологических источников.
    Как такового же понятия личности в Японии нет (Штейнер, 2005), и в этом нашло отражение буддийская концепция пустоты. Как отмечают многие исследователи в японской личностной сфере наблюдается сильное разделение на «внутреннюю» (субъективное, частное сознание) и «внешнюю» (социальная, межличностная часть) сферы. Лебра отмечает (1976), что «внутреннее Я» - обычно связывают с двумя частями – kokoro – (сердце) и hara- (живот), в то время как «внешнее Я» телесно локализуется на лице и в области рта.
    Таким образом, если у русских основным противопоставлением является – духовное - материальное, священное – мирское, а у японцев – это внутреннее и внешнее или субъективное и социальное.
  10. Базируясь на знании и организации японского образа сознания и японской личности автор выработал конкретные практические рекомендации и систему тренингов, касающихся кросс-культурного взаимодействия различных групп представителей русской и японской культур для облегчения и увеличения эффективности межкультурного общения (в частности в бизнес сфере).

Варвара Владимировна Сидорова

Место работы: МГППУ (факультет психологического консультирования), старший преподаватель, руководитель программы повышения квалификации по терапии искусствами 
Звание: кандидат психологических наук.

Помещения института