Социальная и клиническая арт-терапия Переподготовка на психотерапевта Психологическое образование

Особенности этнического самосознания в условиях рыночного предпринимательства

Актуальность исследования особенностей этнического самосознания в условиях рыночного предпринимательства обусловлена многими причинами. Это и необходимость выживать в ситуации множественной неопределенности, и кризисность современного российского рынка труда и вынужденный приход на рынки городов большого количества людей, либо потерявших работу по специальности, либо не сумевших ее найти, что сопровождается материальной, социальной и психологической депривацией личности и мн.др.

Цель исследования состояла в выявлении особенностей этнической идентичности и этнических стереотипов в условиях рыночного предпринимательства.

Всего было исследовано 60 человек: 34 женщины и 26 мужчин в возрасте от 20 до 61 года. Из них: 47 человек русской национальности, 6 – армянской, 3 курда, 2 немца, 1 молдованин, 1 украинец.

В целом, выявленные нами особенности можно представить в виде следующих положений:

  • В условиях рыночного предпринимательства на фоне выраженности среди предпринимателей русской, армянской национальности и курдов «позитивной этнической идентичности» (нормы) возрастает количество «безразличных», т.е. формируется идентичность по типу «этнической индифферентности». У предпринимателей курдов также выявлен высокий уровень «национального фанатизма»
  • Существует выраженная взаимосвязь между отдельными типами этнической идентичности у предпринимателей русской и армянской национальности. Ряд выявленных особенностей вполне понятен и объясним. Например, положительная корреляционная связь различных типов гиперидентичности у армян, отрицательная связь позитивной этнической идентичности и гиперидентичности у русских респондентов. И все же ряд особенностей, выявленных у русских предпринимателей, требует дополнительного изучения. Так, чем выше у русских предпринимателей уровень этнонигилизма (т.е. отход от собственной этнической группы и поиск устойчивой социально-психологической ниши не по этническому критерию), тем выше уровень этноэгоизма (т.е. восприятие через призму конструкта «мой народ»), что может сопровождаться повышением напряженности и раздражения в общении с представителями других этнических групп или признанием за свои народом права решать проблемы «за чужой счет»
  • Для исследованных русских предпринимателей характерен не высокий уровень самооценки. Увеличение дифференциации между образом «Я» и «Мы» - образом русских (характеристика типичного представителя русской национальности), может свидетельствовать о желании несколько дистанцироваться от своего народаДля исследованных русских предпринимателей характерен не высокий уровень самооценки. Увеличение дифференциации между образом «Я» и «Мы» - образом русских (характеристика типичного представителя русской национальности), может свидетельствовать о желании несколько дистанцироваться от своего народа
  • Для исследованных русских предпринимателей наиболее предпочтительными являются грузины и немцы, менее предпочитаемыми – армяне и украинцы (а именно они являются основными конкурентами на исследуемом рынке). Наиболее близкими по характеристикам к типичному представителю русской национальности являются украинцы, евреи, грузины
  • Характеристика типичного представителя русских, данная предпринимателями армянской национальности, более близка к оценкам идеала русской национальности, чем к характеристике русскими себя или тем более типичного представителя русской национальности
  • Особенности взаимосвязи между типами этнической идентичности и особенностями этнических стереотипов состоят в том, что:
    1. при высоких показателях позитивной этнической идентичности русские предприниматели более объективно оценивают себя и позитивнее характеризуют представителей своей и других национальностей
    2. чем выше выражен у исследованных русских предпринимателей отход от собственной этнической группы и поиск устойчивой социально-психологической ниши не по этническому критерию, тем негативнее образ «Я» и типичного представителя русской национальности
    3. негативный образ «Идеала» формируется у русских предпринимателей как при размывании этнической идентичности, выраженном в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности, так и при повышении готовности идти на любые действия во имя так или иначе понятых этнических интересов, отказа другим народам в праве пользования ресурсами социальными привилегиями и т.д.
    4. чем выше уровень этноэгоизма, тем негативнее характеристика типичных представителей других национальностей

Поводя итог, хотелось бы отметить, что выявленные нами особенности (в частности размывание этнической идентичности, наблюдаемое на фоне невозможности сохранения позитивной профессиональной идентичности), в целом, может свидетельствовать о переживании рыночными предпринимателями кризиса идентичности. Все выше изложенное подчеркивает важность исследования самой многочисленной и незащищенной группы предпринимателей – рыночных предпринимателей.

Харитонова Евгения Владимировна, Слепцова Татьяна Николаевна

Место работы: Институт экономики и управления в медицине и социальной сфере, г.Краснодар.
Ученая степень, звание: Кандидат биологических наук.

Помещения института