Top.Mail.Ru
пн-вс 10.00-21.00
+7 (495) 640-99-33 +7 (985) 330-60-02 +7 (985) 806-32-26
Эффективные методы и техники краткосрочной психотерапии. Курс практикум. Профпереподготовка.

Очно. 16 декабря состоялось первое вводное занятие. присоединяйтесь!

Подробнее
Эффективные методики краткосрочной психотерапии. Практический курс

Онлайн. Идёт набор в группу

Подробнее
Консультирование и психотерапия детей и подростков

Профпереподготовка. Онлайн. Идет набор в группу

Подробнее
Базовые основы гипноза и гипнотической регрессивной терапии. Первый модуль

Повышение квалификации. Онлайн + 2дня (сб., вс.) очно. Старт 20 мая

Подробнее

Почему психологам не стоит консультировать друзей, родственников и знакомых?

Это часто задаваемый вопрос, особенно теми потенциальными клиентами, у которых есть приятели психотерапевты или психологи-консультанты. С одной стороны пойти на сессию к знакомому – это безопасно. Хочется довериться не чужому человеку, которого в первый раз видишь. А идти к специалисту, да мало ли кто попадется? Но есть и другая сторона медали – это эмоциональная связь. Уже сформировавшиеся отношения, представление о человеке, которое сложилось, как раз и помешает честной и эффективной работе. Так в чем же загвоздка?

Некоторый процент новоиспеченных психологов имеют соблазн начать консультировать именно знакомых. Посудите сами: получили диплом, прошли практику и повышение квалификации, многие из круга знакомых знают об этом и норовят обратиться за помощью. И, потом, фраза: «Ну, ты ж психолог! Почему не можешь мне помочь?» Дескать, обязаны по профессиональному долгу! И невдомек подобным «клиентам», что эта помощь может оказаться не только малодейственной, но и травмирующей.

Подобно хирургу, который не оперирует близких (у него руки начинают дрожать) из-за эмоциональной связи с пациентами, психолог не консультирует знакомых и друзей. Это не дает возможности объективно и беспристрастно подойти к вопросу терапии. Ведь есть такая штука в психологии, как перенос. Во время сессии, скорее всего, возникнут чувства и переживания, причем отнюдь не позитивные, которые будут направлены на терапевта в результате сработавших психологических защит. Например: консультант что-то расскажет или подметит относительно родителя, мужа или ребенка клиента, выявит какую-то особенность взаимоотношений с ними. В свою очередь клиент разозлится, получив такую информацию, именно на психолога, не осознав, что причина агрессии или гнева – как раз в поведении значимых родственников или близких. Такой защитный механизм называется замещением. Ведь сложно встретиться со своей проблемой лицом к лицу. Гораздо проще «отыграть» накопившееся эмоции на консультанте. Обратный процесс – недовольство клиентом со стороны терапевта, называемый контрпереносом (контртрансфером) возникнет вслед за переносом. Это несомненно нарушит приятельские отношения, либо, того хуже, приведет к их завершению. Обе стороны останутся недовольными друг другом.

Этический кодекс психологов не запрещает подобную терапию, но необходимо осознавать последствия, брать за это ответственность и понимать, какова будет цена вопроса. Стоит ли?

При этом, для самых назойливых и настойчивых «клиентов» есть средство: техника «трех этапов отказа». Спокойно и уверенно отвечать: «Я не могу тебя взять в терапию». На шквал вопросов и доводов повторить свое утверждение: «Ты слышал (а), я только что сказал (а), что не могу тебя взять в терапию». Затем, финальный аккорд: «Мне жаль, что ты так и не услышал (а), что я не могу тебя взять в терапию». Удачи с клиентами!

Автор: Марина Анеликова

Назад