Социальная и клиническая арт-терапия Переподготовка на психотерапевта Психологическое образование

Пути развития гармоничной личности в семье

Семейная психология как отдельное направление науки и консультативной практики появилась в силу объективных причин. Шутка «Человек – животное стадное» оправдывает себя во многих отношениях. С одной стороны, для определения себя как реально существующей, уникальной индивидуальности, обладающей конкретными качествами, способностями, человеку необходимо мнение других людей, т.е. общение в принципе. С другой стороны, личность в значительной мере формируется в процессе онтогенеза под действием историко-культурного контекста и окружающей его социальной обстановки. Оба эти процесса происходят непрерывно и взаимосвязано, отвечая базовой потребности личности к изменению и самосовершенствованию. Однако, ни сам человек, ни люди, находящиеся с ним в кратких или вновь образуемых связях, не в состоянии заметить и оценить весь процесс трансформации личности. Это возможно лишь в длительных отношениях, что и является одной из основных предпосылок, побуждающих человека к созданию семьи.

Кроме того, человеку необходимо получение не просто определение себя, но и положительная оценка своих качеств – ему важно нравиться другим людям. Действительно, именно взаимные симпатии побуждают будущих супругов выбирать друг друга из всей совокупности возможных претендентов, ожидая продолжения позитивного подтверждения себя в семейных взаимоотношениях.

Таким образом, семья исполняет, в первую очередь, функцию создания обстановки для роста, развития, само- и взаимосовершенствования входящих в ее состав личностей. Каждый член семьи, в свою очередь, делает все возможное, как он это понимает, для того чтобы сохранить семью, как социальную группу, в которой его принимают безусловно. Соответственно, изменяясь, они по-новому взаимодействуют с другими людьми, обогащая опыт своих внутри и вне семейных взаимоотношений.

Однако, часто в жизни семейной системы наступает период, когда мнения и стремления членов семьи, потребности их как отдельных «психо-биолого-социальных систем» (определение личности по Мясищеву В.Н.), не совпадают друг с другом или с задачами семьи в целом. Это могут быть кризисы как естественного цикла развития семьи как биолого-социальной системы, так и вызванные изменениями требований к семье и ее членам со стороны окружающего ее контекста: политические, экономические, экологические и др. катаклизмы в данном регионе, стране или во всем мире. Именно в этот период семье может понадобиться помощь со стороны различных специалистов, в том числе, семейного консультанта. И тогда главной целью их совместной работы становится поиск новых путей гармоничного развития личности каждого из членов данной семьи.

Помещения института