Социальная и клиническая арт-терапия Переподготовка на психотерапевта Психологическое образование

Трудности воспитания

Как воспитывать детей не праздный вопрос, особенно сейчас, когда родители стремятся сделать своих малышей самыми счастливыми и, одновременно, самыми умными; выбирают ориентиры поощрений, позитивного общения и отказа от физически наказаний. Однако нередко эти «благие намерения» оборачиваются не счастливыми детско-родительскими отношениями, а появлением в доме маленького, дичающего на глазах «монстра», с которым отказываются сидеть бабушки и которым трудно гордиться в гостях у друзей.

В чем дело? Неужели обойтись без наказаний нельзя и стоит вернуться к опыту старших поколений, которые убеждали в эффективности витамина «р» - розги, ремень, - в зависимости от эпохи? К родительским знаниям бабушек и дедушек, конечно, прислушаться важно, но необходимо помнить и о том, что жить нашим детям уже совсем в другом мире, где жесткая система послушания не всегда оказывается гарантированным ключиком включения в общество, в профессиональные и семейные отношения. А вот любовь к детям работает безотказно, но любовь разумная и созидающая.

Что толку любить себя в ребенке, лелея мечты о том, что малыш вместо вас проживет ту жизнь, которая не сложилась у родителя, и наконец-то зазвучит в доме фортепиано или будут поблескивать золотые медали чемпиона. Любовь к ребенку предполагает готовность увидеть его собственные способности и уникальную, сильную личность, которая сможет прожить свою жизнь, а не жизнь за родителей. Однако и здесь кроется подвох. Жить ребенку предстоит в обществе, которое устроено по определенным правилам. Если родители хотят, чтобы ребенок проявил себя в этом обществе, заявил о своих талантах, то с самого раннего детства его стоит учить этим правилам, которые позволяет ему общаться и с другими малышами, и с самыми разными взрослыми. В три года полноценно развивающийся ребенок способен ориентировать свое поведение в простых координатах можно - нельзя; хочу - надо.

Практическая психология уже давно проверила эффективность различных способов воздействия на поведение детей и определила характер влияния каждого из них. Конечно, мы все знаем, что физические наказания – это плохо, но вот почему? К каким последствиям они приводят. Нередко, приходя на психологическую консультацию, родители искренне недоумевают: «Стоит шлепнуть, как следует, и ребенок наконец-то приходит в себя…, но неужели детей надо бить?». Под воздействием физических наказаний некоторые дети в этот конкретный момент действительно останавливаются, перестают совершать те действия, которые запрещает им взрослый – срабатывает эффект быстрой обратной связи. Но агрессия (а физические наказания - это акт агрессии против существа заведомо слабее и беспомощнее) ведет к далеко идущим последствиям. Сейчас ребенок остановился, но сделал вывод, что прав тот, кто сильнее, или, что папа меня на самом деле не любит, а хочет сделать больно, или что можно причинять страдания другим людям, особенно тем, кто не может тебе противостоять. И если физические наказания постоянно присутствуют в жизни ребенка, в его характере появляются такие черты как изворотливость, жестокость (злом за зло), лживость (чтобы избежать наказания), тревожность и пассивность (чтобы не вышло хуже). Сложно представить успешной такую личность в современном мире, где требуется инициатива, активность, а счастье и внутренняя удовлетворенность связаны с творчеством, самораскрытием и реализованностью. Физические наказания препятствуют формированию нравственной позиции личности, у ребенка не развивается эмпатия, сочувствие, альтруизм.

Но и поощрения должны осуществляться психологически грамотно. Так, хвалить ребенка стоит тогда, когда он на самом деле действует и добивается результата, оценивая при этом не его личность, а в первую очередь действия: «Как здорово ты придумал», «как ловко это у тебя получается», «видно, что ты очень старался». Второе важно правило похвалы – включать в нее других людей, для которых действия ребенка оказались важны: «Как будет счастлива бабушка», или «папа очень гордится твоей ответственностью», или «маме так приятна твоя забота». Тем самым ребенок включается в полноценные отношения с окружающими, где взаимодействуют обе стороны. Не только родители и другие близкие проявляют о нем заботу, но важно и его отношение, он тоже может сделать что-то для своей семьи. Если за каждым действием ребенка стоят отношения с другими людьми, то понятнее становятся и запреты. Нельзя бросаться песком не потому, что мама такая вредная и не дает повеселиться, а потому что может пострадать другой ребенок; а съедать все конфеты нельзя потому, что есть еще брат и сестра, которые тоже любят сладкое.

В распоряжении родителей много различных средств воздействия на ребенка – это и ласка, и расширение прав ребенка, и покупка различных поощрительных подарков, но самое мощное позитивное средство воздействия – это совместная игра! Ради интересной игры с родителем ребенок и порядок наведет, и уроки быстро сделает и даже будет терпеть общество младшего брата. Только родителю стоит постараться и играть честно, то есть настроиться на интересы ребенка, следовать за его инициативой и хотя бы на полчаса отказаться от нравоучительной позиции. В игре можно все. Заодно родитель получит информацию о том, что на самом деле думает ребенок по поводу детского сада, или о чем мечтает, что его беспокоит. Воспитывают, по большому счету, не поощрения и наказания, а внимательное, личностное отношение к ребенку, общая жизнь вместе с малышом.

Автор: Авдулова Татьяна Павловна

Помещения института