ЧУ ОДПО Институт современных психологических технологий
Стартовала новая программа дистанционного обучения

Успейте присоединиться

Подробнее
Логопедия и психология ребёнка

20 октября старт новой группы

Подробнее
Практическое использование методов арт-терапии

Старт новой группы 26 октября

Подробнее
Психотерапия: от теории к практике

20 октября старт новой группы

Подробнее

Интегративная сказкотерапия как метод работы практического психолога

Программа
Стоимость
Оставить заявку

Программа повышения квалификации на базе имеющегося высшего образования любого профиля.

Формат обучения
дистанционно
Трудоёмкость освоения
78 ак.час.
Плановый срок обучения
2 месяца

Приветствуется завершение обучения в более сжатые сроки.

По окончании обучения выдаётся удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

Обогащение практической психологии новыми средствами эффективной работы с детьми, в частности, средствами, предоставляемыми таким направлением, как сказкотерапия, является отрадным явлением последних двух десятилетий. Развивающий и психотерапевтический потенциал сказок при всей его очевидности использовался практической психологией образования недостаточно. А ведь сказкотерапия оказывается эффективной в работе не только с дошкольниками или младшими школьниками, но и с подростками и старшеклассниками. Более того, существуют психотерапевтические сказки для взрослых.

Понимание и проживание через сказку содержания, свойственного внутреннему миру любого человека, позволяют ребенку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять их смысл и важность каждого из них.

Метафора сказки не только облегчает этот процесс, расширяя границы детского сознания, но и затрагивает определенные слои подсознательного. Буквальный смысл сказки воспринимается сознанием, в то же время подсознание занимается более тонким и кропотливым делом: разгадыванием и обработкой метафорических сообщений, расшифровкой скрытого смысла, второго плана, неочевидного содержания. Если на сознательном уровне ребенок воспринимает сказочные метафоры как иной, вымышленный, мир и проживает ее события не вполне всерьез, играючи, то его подсознание "верит" в сказочные ситуации как в реальные. Психологами не раз отмечалось, что метафорический смысл сказки часто усваивается только на подсознательном уровне и задает нужную программу изменений в поведении, переструктурирования ценностей, взглядов и позиций. Это и позволяет считать сказки и метафоры важным психотерапевтическим приемом, помогающим ребенку упорядочить свой внутренний мир. Специалисты-практики, использующие в психотерапевтической работе метафоры, обращают внимание, что желаемые перемены не всегда наступают, если человек старается вспомнить метафору на сознательном уровне. Опыт показывает, что человек редко вспоминает о метафоре, она действует вне и помимо его сознания.

Преподаватели

Программа

Учебная программа включает значительное количество хрестоматийных материалов и ссылок на Интернет-ресурсы.

Тематический план

Тема 1. Сказки в человеческой культуре

  • Факторы, влияющие на интерес людей к сказкам
  • Причины сходства сказочных сюжетов
  • Проблема происхождения сказок
  • Сказки в культурологии и психологии

Тема 2. Понятие сказки и типология сказок

  • Сказка: проблема определения
  • Подходы к типологизации сказок
  • Классификация сказок в сказкотерапии

Тема 3. Общее представление о сказкотерапии

  • Роль и место сказкотерапии среди других направлений
  • Проблема определения
  • Сказкотерапия как направление практической психологии
  • Особенности сказки как инструмента психолога
  • Сказка и семантическое пространство человека

Тема 4. Возможности сказочной метафоры в работе практического психолога

  • Общее представление о метафоре
  • Метафора в художественной литературе и психологии
  • Понимание метафоры
  • Интерпретация и объяснение метафоры
  • Подходы к изучению метафоры
  • Роль метафоры в процессе сказкотерапии
  • Метафора как средство психологического воздействия на клиента
  • Метафора и субъектность
  • Особенности метафоры как инструмента сказкотерапевта

Тема 5. Сказкотерапевтические технологии как основа преподавания психологии в начальной школе

  • Концептуальные идеи преподавания психологии в начальной школе средствами сказкотерапевтических технологий
  • Общие положения о ведении психологических занятий в начальной школе (на примере программы «Психологическая азбука»)
  • Содержательные аспекты ведения психологических занятий в начальной школе
  • Организационно-методические аспекты преподавания психологии в начальной школе
  • Организация пространственно-предметной среды
  • Формы организации занятий
  • Методы и приемы ведения психологических занятий
  • Измерительные процедуры в программе «Психологическая азбука»

Тема 6. Развивающие и психокоррекционные методы в сказкотерапии

  • Подходы к типологизациисказкотерапевтических методов
  • Способы и приемы реализации развивающих и психокоррекционных методов в сказкотерапии
  • Анализ некоторых сказкотерапевтических методов
  • Применение сказочных зачинов
  • Медитация на сказку
  • Метод диалогического рассказывания историй
  • Работа с «картами Проппа» в сказкотерапии

Тема 7. Психодиагностические методы в сказкотерапии

  • Сказки как проективный материал
  • Психологический анализ сказок как способ реализации психодиагностических методов в сказкотерапии
  • Интерпретации народных и авторских (художественных) сказок
  • Смыслы сказки «Колобок»
  • Загадки «Курочки Рябы»
  • Схема анализа клиентских сказок

Тема 8. Методы сказкотерапевтической работы с несказочными жанрами

  • Образное нравоучение
  • Виды притч
  • Способы применения притч
  • Создание притч

Зачёт

Подробнее: учебный план, учебно-тематический план.

Стоимость

Полная стоимость программы 10 400 руб.

Оставить заявку