ЧУ ОДПО Институт современных психологических технологий
Профессиональная переподготовка по психологии

Ведётся набор

Подробнее
Международная программа подготовки арт-терапевтов

Руководитель - Копытин А. И.

Подробнее
Открытые семинары по психологии

24 октября. Вход свободный

Подробнее

Трудности воспитания

Как воспитывать детей не праздный вопрос, особенно сейчас, когда родители стремятся сделать своих малышей самыми счастливыми и, одновременно, самыми умными; выбирают ориентиры поощрений, позитивного общения и отказа от физически наказаний. Однако нередко эти «благие намерения» оборачиваются не счастливыми детско-родительскими отношениями, а появлением в доме маленького, дичающего на глазах «монстра», с которым отказываются сидеть бабушки и которым трудно гордиться в гостях у друзей.

В чем дело? Неужели обойтись без наказаний нельзя и стоит вернуться к опыту старших поколений, которые убеждали в эффективности витамина «р» - розги, ремень, - в зависимости от эпохи? К родительским знаниям бабушек и дедушек, конечно, прислушаться важно, но необходимо помнить и о том, что жить нашим детям уже совсем в другом мире, где жесткая система послушания не всегда оказывается гарантированным ключиком включения в общество, в профессиональные и семейные отношения. А вот любовь к детям работает безотказно, но любовь разумная и созидающая.

Что толку любить себя в ребенке, лелея мечты о том, что малыш вместо вас проживет ту жизнь, которая не сложилась у родителя, и наконец-то зазвучит в доме фортепиано или будут поблескивать золотые медали чемпиона. Любовь к ребенку предполагает готовность увидеть его собственные способности и уникальную, сильную личность, которая сможет прожить свою жизнь, а не жизнь за родителей. Однако и здесь кроется подвох. Жить ребенку предстоит в обществе, которое устроено по определенным правилам. Если родители хотят, чтобы ребенок проявил себя в этом обществе, заявил о своих талантах, то с самого раннего детства его стоит учить этим правилам, которые позволяет ему общаться и с другими малышами, и с самыми разными взрослыми. В три года полноценно развивающийся ребенок способен ориентировать свое поведение в простых координатах можно - нельзя; хочу - надо.

Практическая психология уже давно проверила эффективность различных способов воздействия на поведение детей и определила характер влияния каждого из них. Конечно, мы все знаем, что физические наказания – это плохо, но вот почему? К каким последствиям они приводят. Нередко, приходя на психологическую консультацию, родители искренне недоумевают: «Стоит шлепнуть, как следует, и ребенок наконец-то приходит в себя…, но неужели детей надо бить?». Под воздействием физических наказаний некоторые дети в этот конкретный момент действительно останавливаются, перестают совершать те действия, которые запрещает им взрослый – срабатывает эффект быстрой обратной связи. Но агрессия (а физические наказания - это акт агрессии против существа заведомо слабее и беспомощнее) ведет к далеко идущим последствиям. Сейчас ребенок остановился, но сделал вывод, что прав тот, кто сильнее, или, что папа меня на самом деле не любит, а хочет сделать больно, или что можно причинять страдания другим людям, особенно тем, кто не может тебе противостоять. И если физические наказания постоянно присутствуют в жизни ребенка, в его характере появляются такие черты как изворотливость, жестокость (злом за зло), лживость (чтобы избежать наказания), тревожность и пассивность (чтобы не вышло хуже). Сложно представить успешной такую личность в современном мире, где требуется инициатива, активность, а счастье и внутренняя удовлетворенность связаны с творчеством, самораскрытием и реализованностью. Физические наказания препятствуют формированию нравственной позиции личности, у ребенка не развивается эмпатия, сочувствие, альтруизм.

Но и поощрения должны осуществляться психологически грамотно. Так, хвалить ребенка стоит тогда, когда он на самом деле действует и добивается результата, оценивая при этом не его личность, а в первую очередь действия: «Как здорово ты придумал», «как ловко это у тебя получается», «видно, что ты очень старался». Второе важно правило похвалы – включать в нее других людей, для которых действия ребенка оказались важны: «Как будет счастлива бабушка», или «папа очень гордится твоей ответственностью», или «маме так приятна твоя забота». Тем самым ребенок включается в полноценные отношения с окружающими, где взаимодействуют обе стороны. Не только родители и другие близкие проявляют о нем заботу, но важно и его отношение, он тоже может сделать что-то для своей семьи. Если за каждым действием ребенка стоят отношения с другими людьми, то понятнее становятся и запреты. Нельзя бросаться песком не потому, что мама такая вредная и не дает повеселиться, а потому что может пострадать другой ребенок; а съедать все конфеты нельзя потому, что есть еще брат и сестра, которые тоже любят сладкое.

В распоряжении родителей много различных средств воздействия на ребенка – это и ласка, и расширение прав ребенка, и покупка различных поощрительных подарков, но самое мощное позитивное средство воздействия – это совместная игра! Ради интересной игры с родителем ребенок и порядок наведет, и уроки быстро сделает и даже будет терпеть общество младшего брата. Только родителю стоит постараться и играть честно, то есть настроиться на интересы ребенка, следовать за его инициативой и хотя бы на полчаса отказаться от нравоучительной позиции. В игре можно все. Заодно родитель получит информацию о том, что на самом деле думает ребенок по поводу детского сада, или о чем мечтает, что его беспокоит. Воспитывают, по большому счету, не поощрения и наказания, а внимательное, личностное отношение к ребенку, общая жизнь вместе с малышом.

Автор: Авдулова Татьяна Павловна

Назад