Основы клиент-центрированной психотерапии
«Парадоксальный аспект моего опыта состоит в том, что чем больше я хочу быть самим собой при всей сложности жизни и чем больше я хочу понимать и принимать себя и другого, тем больше изменений происходит. Это парадоксально: когда каждый из нас хочет быть самим собой, он замечает, что не только он сам изменяется, но и люди, с которыми он входит в контакт, тоже изменяются. Это очень яркая часть моего опыта и одно из глубочайших знаний, которое я вынес из моей индивидуальной и профессиональной жизни»
Карл Роджерс
Особенностью программы «Основы клиент-центрированной психотерапии» является ее практическая направленность, слушатели получат конкретные умения и навыки в области клиент-центрированной психотерапии и в работе с переживанием. Программа повышения квалификации будет интересна тем, кто хочет познакомиться с гуманистическим направлением в области психотерапии, возникшим как альтернатива психоанализу и поведенческой терапии, как переход от вопроса, каким образом психотерапевт может лечить, вылечить или изменить человека, к вопросу о том, как он может создать и поддерживать взаимоотношения, которые этот человек может использовать для своего личностного роста.
Преподаватели
Программа
В результате прохождения программы вы:
- Сможете свободно ориентироваться в теории, методологии и методике клиент-центрированного подхода в психотерапии (классические и современные направления). Понимаете цели, возможности и границы психотерапии. Сможете организовать свою консультативную психологическую практику в соответствии с нормами и положениями профессиональной этики;
- Освоите навыки клиент-центрированного психотерапевтического взаимодействия. Совместно с клиентом выстраиваете и сохраняете границы терапевтических отношений. Открыты по отношению к собственным потребностям и переживаниям в контакте с клиентом. Умеете ставить цели, решать конкретные задачи и прогнозировать результат в консультативной работе с клиентом. Имеете представление о процессуальной терапевтической диагностике. Понимаете значение терапевтических интервенций, в соответствии с конкретными целями на каждом этапе консультативной работы;
- Научитесь рефлексировать, систематизировать и описывать свой опыт работы с клиентом. Открыты в отношениях с коллегами, участвуете в супервизиях, настроены на развитие и совершенствование своих профессиональных знаний и умений.
Основные характеристики клиент-центрированного подхода в психотерапии
- Особенности и специфика клиент-центрированной психотерапии в соотношении с основными современными психотерапевтическими направлениями
- Современные направления Клиент-центрированной психотерапии: фундаменталистское, клиническое, экспериментальное, экзистенциальное, их сравнительный анализ
- Цели, задачи, основные положения, методический и практический инструментарий, критерии результативности психотерапевтической работы с клиентом в каждом направлении
- Базовые положения и ключевые понятия клиент-центрированной терапии: самоактуализация, Я-концепция, эмпатия, безусловное принятие, конгруэнтность, инконгруэнтность, открытость, переживание опыта, доверие опыту, символизация опыта
Формирование структуры личности и терапевтический процесс в клиент-центрированной терапии
- Представление о формировании личности в теории К. Роджерса
- Полноценно функционирующая личность
- Самоактуализация
- Актуализирующая тенденция
- Я-концепция и особенности ее формирования
- Символизация опыта и ее особенности
- Защитное поведение личности по Хогану, условия его возникновения, возрастания и минимизации
- Психологические условия формирования полноценно функционирующей личности
- Дефициты и нарушения личностного развития и связанные с этим особенности формирования Я-концепции личности
- Исследование дефицитов личностного развития и построение, в соответствии с этим, терапевтического процесса
- Понимание истоков инконгруэнтности клиента и «внутренней логики» развития его личности
Психотерапевтическая процессуальная диагностика в клиент-центрированном психотерапевтическом процессе
- Процессуальный характер психотерапевтической диагностики в гуманистической терапии
- Понятие процессуальной диагностики, основные ее характеристики и базовые составляющие
- Непрерывность процессуальной диагностики
- Сравнительный анализ с другими видами диагностики
- Основные этапы и составляющие диагностики
- Три уровня диагностики (диагностический треугольник)
- Исследование мотивации к самопознанию и изменению у клиента
- Особенности формирования гипотез о структуре личности клиента
- Контрперенос консультанта и его рассмотрение, как важная составляющая диагностического процесса
- «Сценическое» понимание поведения клиента
- Терапевтические отношения (клиент-терапевт) как необходимый материал для понимания клиента
- Прогноз относительно результативности психотерапевтической работы с клиентом
Терапевтическое общение в практике клиент-центрированной терапии
- Особенности и специфика терапевтического общения: ограничение рамками терапии (время, место, периодичность, продолжительность, стоимость), конфиденциальность, концентрированность, эмоциональная вовлеченность и насыщенность
- Особенности и характер терапевтического общения в разных терапевтических направлениях, их сравнительный анализ
- Построение отношений клиента и терапевта в гуманистической терапии
- Триада К. Роджерса: Эмпатическое понимание, Безоценочное принятие, Конгруэнтность
- Понятие директивности в работе терапевта
- Манипулятивная недирективность, содержательная недирективность в поведении терапевта
- Директивность «по отношению к процессу, а не к содержанию» по Ю. Джендлину
- Распределение ответственности в консультативном процессе
- Общение в КЦТ как терапевтический процесс
- Понятие дисфункциональности личных взаимоотношений клиента и ее проявление в терапевтическом контакте
- Дисфункциональность в общении клиента, как важная характеристика для глубинного понимания клиента
- Перенос и контрперенос, их влияние на терапевтический процесс и его результативность
- Формы переносов и особенности работы психотерапевта
- Источники контрпереноса. Полезный и препятствующий контрперенос. Контрперенос, как усиление или поглощение эмпатии психотерапевта
Терапевтический процесс в клиент-центрированной терапии
- 6 необходимых и достаточных условий психотерапии по К. Роджерсу
- Расширение теории терапии Роджерса
- Необходимость прямого обращения к переживанию по Ю. Джендлину
- Структура терапевтического процесса
- Когнитивная и эмоциональная части процесса
- Уровни консультативной работы с клиентом (отношений, содержания, обработки) по Sachse, их назначение и обоснование
- Герменевтическая эмпатия и ее значение для глубинного понимания клиента
- Особенности и характеристики первой встречи с клиентом
- Терапевтический контакт: его установление, развитие и углубление, завершение
- Проблемы и важные характеристики завершения контакта
- Результативность психотерапии. Критерии результативности терапевтического процесса
- Изменение личности как следствие терапевтического взаимодействия
- Психологическое содержание понятия «изменение личности» в терапевтическом процессе
- 7 стадий психотерапевтических изменений по К. Роджерсу как терапевтические последствия проявления терапевтом принятия и эмпатического понимания
Психотерапевтическая технология в работе с переживанием
- Профессиональные умения и навыки: триада Роджерса
- Эмпатия, ее психологическое содержание, отличие от сочувствия и симпатии, ее реализация через умения эмпатического слушания, и ее влияние на психотерапевтическую результативность
- Виды и характеристики эмпатического слушания («пассивное» слушание, слушание с реакцией подтверждения, «открывание дверей», активное слушание и его формы)
- 5 уровней эмпатического понимания переживания клиента
- Принятие, его психологическая характеристика как безусловного отношения, его функции и способы реализации в терапевтическом процессе
- Конгруэнтность, ее психологическое содержание, способы реализации, психологическое влияние на терапевтическую результативность
- Переживание, необходимое для личностных изменений в терапии. «Чувственно переживаемый смысл» (felt sense) по Ю. Джендлину
- 4 способа доступа к внутреннему переживанию по Greenberg, Rice & Elliot
- Промежуточные уровни символизации внутреннего переживания. Необходимые умения терапевта для работы на этих уровнях
- Полимодальность символизации чувственно переживаемого смысла
- Психотерапевтическая работа с образами, фантазиями, снами, рисунками, телодвижением, метафорами, звуками
- Процессинг – освоение динамики переживания (М. Ворнер)
Стоимость
Полная стоимость программы 30 500 руб.
При единовременной оплате не позднее 3-х дней до начала обучения стоимость составляет 25 925 руб.
По завершении обучения, в течение 3-х лет слушателям, прошедшим 2 программы повышения квалификации, предоставляется 10% скидка на все тренинги и семинары.
Другие программы по тематике «Практическая психология и психотерапия»