Социальная и клиническая арт-терапия Переподготовка на психотерапевта Психологическое образование

Описание программы «Методы психодиагностики»

1-й цикл
Психодиагностика личности: использование тестов-опросников.

Познакомит Вас с самым распространенным видом тестов, исследующих личность. Простота применения опросников, легкость обработки полученных данных, их наглядность сделали опросники наиболее популярным инструментом оценки личности. Но при этом, каждый специалист-психолог должен четко знать, что представляют собой эти диагностические методики, что скрывается за их фасадом.

  1. Исследование самооценки и самоотношения (методика С.А. Будасси, тест-опросник самоотношения В.В. Столина и С.Р. Пантелеева).
  2. Диагностика потребностно-мотивационной сферы (методика исследования мотивации достижения, аффиляции А. Михробиана, УСК Дж. Роттера в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда).
  3. Диагностика эмоциональной сферы личности (самооценка психических состояний Г. Айзенка, методика исследования реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилберга и Ю.Л. Ханина, Алекситимия – Торонтская алекситимическая шкала адаптированная в институте В.М. Бехтерева и другие).
  4. Целостный подход к исследованию личности. Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16-ти факторный опросник) адаптация А.Н. Капустиной).
  5. Принципы и методы диагностики межличностных отношений (опросник Т. Лири, методика диагностики типов реагирования в конфликтной ситуации К. Томаса, методика диагностики уровня эмпатических способностей В.В. Бойко).

Все эти опросники могут быть использованы не только для индивидуального, но и группового исследования, что делает их привлекательным инструментом сбора первичных данных в курсовых и дипломных работах. Данный блок показан всем, кто планирует экспериментальное исследование, выбирает методики, имеет трудности с обработкой и интерпретацией результатов. Он позволит получить необходимые навыки работы с разными типами тестов-опросников, разбираться в достоинствах и учитывать их недостатки, правильно подбирать диагностические методики с учетом возраста испытуемых.

Данный блок полезен и психологу, работающему в консультировании, психотерапии или занимающемуся диагностикой профпригодности или профориентации. На занятиях будут разбираться примеры реальных людей, отрабатываться навыки обработки и интерпретации результатов. Вы будете учиться выдвигать психодиагностические гипотезы и задавать дополнительные вопросы испытуемому по результатам теста, тем самым выделяя реальную проблему клиента.

В конце каждый участник осуществляет обзор выявленных индивидуально-психологических черт, составляя общее психологическое заключение с мини-рекомендациями.

2-й цикл
Проективные методы в психодиагностике личности.

Существует точка зрения, что психологу-консультанту, психотерапевту не нужна психодиагностика, так как он работает по запросу клиента, а громоздкие психодиагностические методики отнимают много времени. Эта точка зрения слегка устарела, так как западная психотерапия и консультирование сейчас тяготеют к краткосрочным программам, а для того, чтобы был реальный и быстрый результат важно самому психологу понимать, что происходит с его клиентом. Среди психодиагностических методик есть такие, которые одновременно дают и диагностический и терапевтический эффект, причем в одно и то же время - это проективные методики. В психодиагностике проекция понимается, как процесс и результат взаимодействия клиента с объективно нейтральным материалом (пятна, картинки, фотографии, рисунки и т.п.), в ходе, которого осуществляется идентификация и собственно проекция, т.е. наделение своими собственными мыслями, переживаниями. Таким образом, мы можем говорить, что продукты деятельности испытуемого несут на себе отпечаток его личности. Существует весьма большое число методик, которые мы можем отнести к проективным, им, и посвящен этот блок программы.

В этом цикле слушатели знакомятся с разными видами проективных методик:

  1. Проблема возникновения проективных методов, их особенности и классификация. Возможности и ограничения проективных методик.
  2. Методы, основанные на выборе стимулов (восьми цветовой тест М. Люшера, тест цветовых предпочтений Эткинда и Бажина).
  3. Экспрессивные (рисуночные) методики (ДДЧ, «Человек под дождем», «Рисунок семьи» и его модификации). Преимущества терапии (проекции).
  4. Основные подходы к проективным методам в гештальттерапии   («Слепой художник», методика «Имя», «Розовый куст», «Я и мой окружающий мир», «Пейзаж», «Гнездо», «Государство»).
  5. Целостная интерпретация личности с помощью проективных методик.

Участие в этом цикле предполагает знание общего курса «Психодиагностики», а также желание работать в группе и над собой, так как изучать мы будем  проекции каждого из Вас. Если Вы готовы измениться, попытаться разобраться в себе и причинах своих проблем, то добро пожаловать!

Повышение квалификации - Психодиагностика

Помещения института