Онтогносеологические аспекты трансперсональной голосовой терапии
Современная психотерапия, по всей видимости, подошла к пониманию того, что определение модели и инструментария психологического воздействия на человека не может осуществляться вне исследования сущностных аспектов проблемы, на решение которой собственно они и нацеливаются. В первую очередь, это замечание касается вопроса, об определении онтологического содержания и гносеологических аспектов исследуемого феномена (проблематики). Во вторую, это обращение к анализу тех форм и приемов работы, применение которых связывается с пониманием механизмов разворачивания психотерапевтического процесса.
В свете сказанного, малоизученным с точки зрения онтологических и гносеологических позиций остаются модели психотерапии, использующие в качестве инструментария «работы» с глубинными слоями человеческой психики феномен голосового звучания. Палитра практикуемых сегодня техник данного направления мозаична, однако должное обоснование целесообразности использования тех или иных моделей и приемов голосовой терапии остается крайне поверхностным, бессистемным. Исходя из описанного представления о роли онтогносеологического в психотерапии, выводится цель публикации, которая предстает в виде раскрытия глубинных аспектов воздействия голоса на психологическое состояние человека, исследование феноменологического и психофизического аспектов данного вопроса.
Следует отметить, что анализ сущности голосового звучания крайне редко встречается в научной и философской литературе. Одна из первых попыток определения онтологического значения звучания была предпринята немецким философом Фридрихом Шеллингом в работе «Философия искусства», в которой он выводит понятие «звучания» (Schall) из звона (Klang). Ф. Шеллинг пишет: «Неразличимость облечения бесконечного в конечное, воспринятая как чистая неразличимость, есть звон» . Исходя из предпосылки о том, что «в бытии материи облечения бесконечного в конечное не может выявиться в чистом виде, как таковое» , Ф. Шеллинг видит возможность «внедрения» бесконечного в конечное путем определения его в пространстве тела.
Безусловно, тело обладает формой, благодаря которой оно обретает звучание. Но звучание, согласно Ф. Шеллингу, связывается не с телом, а с абсолютной формой магнетизма, т. к. с одной стороны, звон «есть нечто живое, для себя сущее, а с другой – есть простое измерение во времени, но не в пространстве». Апеллируя к трансцендентальному, Ф. Шеллинг определяет звон как магическое событие, характеризуя магию как «непосредственное вторжение сверхчувственного в чувственное» . Он полагает, что «магическое» представляет собой «воздействие, которое вещи оказывают друг на друга лишь посредством своего понятия, т. е. неестественным способом» . Звон является магическим актом единения неразличимого, бесконечного, духовного начала с конечным - телесным.
Звук, как интенциальная форма звона, проявляет себя в реальности посредством намерения человека на выражение, озвучивание себя. В то же время тело звучит, благодаря способности оформлять, проводить и отражать звук. Всякое звучание, по мысли Ф. Шеллинга, есть «проведение», факт сцепления, перехода идеального начала в телесное. Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что «звон есть не что иное, как созерцание души самого тела» . При этом Ф. Шеллинг постулирует идею о неразличимости «понятия и бытия, души и тела (des Leibe) в теле (Körper)» . Иначе говоря, он определяет звук как стремление идеального проявить себя в материальном, как слияние, единение психического и телесного.
Взгляды Ф. Шеллинга на природу звона позволяют усмотреть в природе звука его сопричастность к трансцендентному миру. Идея об «обличении бесконечного в конечное» указывает на функцию звука, как вбирающего в себя, оформляющего в себе волновое движение содержания звучащего пространства. Но звучание в отличие от звука небиологической субстанции воспроизводится телом живого существа; оно не только отражает пространственно-энергетические связи объектов среды, но и свидетельствует о присутствии в ней активного творческого начала.
Ф. Шеллинг обозначает, но не раскрывает вопрос о сущности звучания человека. С нашей точки зрения, неразличимость в звучании «души и тела в теле» не отражает исключительно трансцендентное свойство голоса; его трансцендирование «вырастает» из субъективного, осознанного действия звучащего индивидуума. Характер звучания, его обертональность субъективно обусловлены, определены самим отношением звучащего к процессу звучания, а, стало быть, как к миру, в котором он звучит, так и к телу, в котором зарождается и оформляется звук. Говоря другими словами, голос продуцируется звучащим посредством его интенциональной направленности на звук, на его типологические характеристики, отражающие особенности субъективного восприятия и выражения; вход в магическое пространство звука открывается только для осознающего себя и мир субъекта.
На основании изложенного, можно говорить о том, что оттенки голоса указывают на когнитивные и чувственные стороны процесса звучания, его эстетическое и аксиологическое назначение. На чувственный компонент звучания указывает и немецкий философ Хельмут Плеснер. В работе «Единство чувств», анализируя смысловое содержание акустических и визуальных данных, Х. Плеснер отмечает соразмерность телесных состояний чувственным структурам. По его мнению, музыка и пение, благодаря последовательности тонов, создают условия для возникновения образов, и именно поэтому они обладают смыслом.
Каким же образом возникает человеческий голос? Первопричиной интенционального голосового звучания выступает мысль, идея о звуке. Идея рождается в сознании, реализуя себя в движении тела через дыхание, через напряжение тех мышечных групп и связок, которые отвечают за звукоизвлечение. Человеческое тело, воспроизводя звук, отражает его в самом себе, вызывая эффект резонанса. Иначе говоря, акт голосового звучания свидетельствует о способности человека чувствовать свое «бытие плоти». Может быть в этом слиянии мысли с телесной формой выражения звука заключается «магия» голоса, его завораживающая сила?
Далее рассмотрим, каким образом зарождается звук в теле при речи и пении, определим те связующие его звенья, которые делают звучание выразительным. Общеизвестно, что звук в речи может быть наделен множеством смыслов; звук выполняет роль элемента фонетической системы. В своем сцеплении с другими составляющими системы единичный звук выступает в качестве носителя интонации, неречевого контекста. В этой связи следует отметить, что природные звуки можно рассматривать в качестве экологического основания для формирования фонетической системы речи. В то же время, Р. В. Тонкова-Ямпольская, исследуя природу младенческого голоса посредством анализа структуры звуков, показала, что звуки, прежде всего, выступают в качестве средства коммуникации, донесения смыслового содержания сообщения, т.е. выполняют коннатативную функцию.
В связи с вышесказанным следует отметить, что в лингвистике выделяют паралингвистические и просодические признаки звука. Просодические характеристики указывают на громкость, напряженность, особенность соединения звукового ряда (отношения пауз и ускорений). Паралингвистические характеристики - тон голоса, его личностные частотные показатели - позволяют выражать экспрессивно-эмоциональное отношение звучащего субъекта к объекту коммуникации. По характеру изменения тембра и скорости голоса можно определить силу аффективных переживаний человека, его психическое и телесное состояние.
Исследование паралингвистических характеристик голоса и тона в речи, языке и культуре, осуществленное, в частности, Г. Е. Крейдлиным в работе «Невербальная семантика», показало, что семиотическая значимость голоса проявляется в знаковых бинарных оппозициях, прежде всего, в такой, как «свой – чужой». По особенностям голосовой «палитры» можно распознать личностное в образе звучащего индивидуума, его физическое и психологическое состояние, его субкультурную принадлежность. Характер звучания свидетельствует и о настоящем состоянии человека, и о его трансцендентальном устремлении, и об отношении с Другим.
Анализ характера звучания человека в различных ситуациях показывает, что его выразительность наиболее ярко проявляется в те мгновения, когда сиюминутное, личностное отступает в сторону трансцендентального. Голос звучит, благодаря эффекту резонанса звука, возникающему в теле - пространстве в ходе интуитивного соотнесения индивидуумом акустических характеристик собственного голоса с отражательными качествами среды, в которой он находится.
С точки зрения физики, эффект резонанса возникает при усилении колебания тела и его частей под воздействием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой тела. Психофизической основой резонанса служат вибрационные ощущения звучащего в области лица, головы, груди и во всем теле. По мнению Э. Карузо, «певческий голос нужно ощущать всем своим телом, иначе в звуке не будет волнения и силы» , красивого тембра, яркости и полетности. В то же время, резонансное пение возникает благодаря способности человека управлять функциями голосовых резонаторов и дыхания.
Характер звучания может быть интенционируем и неинтенционируем. Интенциональная направленность голоса выражается в осознанном изменении субъектом звуковых характеристик, включая силу и продолжительность звука, его темп и тон. Интенция голоса обуславливается отношением звучащего субъекта к объекту, на который направлено его внимание; голос выступает в качестве средства выражения, сополагания личности с другими индивидуумами. Посредством голоса личность выражает не только свое отношение к Другому; голос является инструментом и продуктом самопознания.
Голосовая модуляция формируется сознательно, но ее первопричина сокрыта в бессознательном. Если форма выражения голоса зависит от смысловых элементов сообщения и способов их речевой репрезентации, то характер звучания, его выразительность обусловлены душевным состоянием человека, особенностями его темперамента и характера. Иначе говоря, эмоционально-чувственное в голосе опосредуется отношением индивидуума как к миру, так и к самому себе. Закрытая, тревожная, агрессивная личность модулирует напряженный, сковывающий восприятие, подавляющий позитивные чувства звук. Напротив, открытый, свободный, доброжелательный человек звучит легко, звонко.
Звук, рожденный в теле по воле человека, свидетельствует о знании, понимании, чувствовании им самого себя. Индивидуум звучит ярко, гармонично, выразительно, если он воспринимает себя в единстве духовного и физического - «пронизывающих» друг друга начал, которые «взаимообуславливают» характер его звучания. Субъект звучит, сознательно определяя форму звука, форму перехода «неявного» намерения в озвучивании своего настроения в «явный» ряд обертонов. С определенной осторожностью можно допустить, что более глубокое сосредоточение внимания на характере звукоизвлечения предопределяет трансформацию личностного в трансцендентальное. По-видимому, можно говорить и о том, что «яркий» резонанс искажает восприятия звучащим образа собственного «Я», постепенно «стирая» его из поля внимания в процессе сонастройки с резонируемой средой. Иначе говоря, означаемое, выражаемое в форме резонансного звука, «поглощает» означающее – самого звучащего субъекта.
Человеческий голос от природы обладает силой и красотой. Признаками здорового голоса выступают такие типологические характеристики, как: широта частотного диапазона, обертональность (многозвучие), объемность звучания, чистота и теплота тона. Следует отметить, что голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания голосообразующих систем организма. Голосообразование – произвольный процесс, подчиненный сознанию, который развивается и приобретает силу вместе с развитием человеческого организма. Структура человеческого голоса может быть исследована по таким устойчивым во времени психофизическим параметрам, как: частота, сила, длительность и тембр. Иначе говоря, восприятие голосового звучания может быть объективировано по составным его элементам. Однако, дискретный анализ целостного звучания не отражает его содержательного аспекта, поскольку акустические качества образуют единый и неделимый комплекс.
И так, звук – это форма кинетической энергии, возникающей в результате колебательных движений, и воздействующей на состояние тела и души. Сила голоса – в качественных характеристиках звучания. Свободное звучание голоса непосредственно связано с самоощущением человека, с его эмоциональным состоянием. Поэтому раскрепощение голосовых возможностей способствует раскрепощению человека на психологическом и психофизическом уровнях. Освободить голос – значит освободить человека от психофизического напряжения, ограничивающего его способность к звучанию, восстановить связь сознания с телом, сделать индивидуума телесно осознанным. В процессе осознания субъектом собственного голосового звучания выразительнее и чувственнее становится не только его голос, но и он сам. Чем больше обертонами наполнен голос, тем «глубже» он проникает в сознание, тем сильнее производят впечатление на воспринимающего звуки. Иначе говоря, изменяя способность к интонированию голосом в сторону его расширения, личность гармонизирует отношения с собой, со своим телом и миром. В этом и заключается одна из целей практики, разработанной нами модели трансперсональной голосовой терапии. Центральное положение в данном методологическом подходе занимает понятие «резонанс». Рассмотрим его содержание.
Следует отметить, что даже в вокальной практике работы над характером голосообразования крайне мало внимания уделено анализу исследований сущностных и психологических аспектов резонансного звучания, придающего голосу особую выразительность и силу. Слово «резонанс» происходит от французского «resonance» – звучать, откликаться. Резонировать могут все тела, кроме тех, которые гасят колебания воздушной среды. В природе звук распространяется со скоростью 344 м/с. Посланный голосом звук, отражаясь от плотной материальной среды, возвращается к своему источнику в виде звуковых волн. Периодические сжатия и разряжения прямых и отраженных волн, их интерференция приводят к усилению звучания. В результате возникает так называемая «стоячая волна», которая и представляет собой эффект резонанса.
Важным условием возникновения резонанса является наличие у тела собственной резонансной частоты, то есть такой частоты колебаний, при которой данное физическое тело начинает вибрировать, будучи выведенным из состояния покоя какой-либо внешней силой. Таким образом, «резонанс – это явление возникновения и усиления колебаний какого-либо тела или его части под действием возбуждающей эти колебания внешней силы, частота воздействия которой совпадает с собственной резонансной частотой этого тела».
В своей работе «Искусство резонансного пения» В. П. Морозов указывает на три типа развития резонанса:
- Резонатор является усилителем колебаний воздействующей на него возбуждающей силы. Так, если поставить совпадающие по частоте два камертона друг напротив друга и дать звук на один, то второй камертон также зазвучит.
- Резонатор избирательно реагирует на частоту воздействия на него возбуждающей силы. Он усиливает только те колебания, которые соответствуют его частоте.
- Резонатор усиливает колебания, соответствующие его собственной частоте, не требуя практически никакой дополнительной энергии.
В контексте исследования трансперсональной природы голосового резонанса следует отметить, что интерференция волн осуществляется в процессе дыхания и взаимодействия звука с телом человека. По-видимому, с определенной оговоркой, можно допустить, что резонанс, с синергетической точки зрения, – это топологически правильное воздействие среды на человека («психосоматическая связка»). Если параметры внешнего воздействия соответствуют собственным параметрам самоорганизующейся системы, то может произойти резонанс внешних и внутренних вибраций. Вопрос только в том, какое воздействия это оказывает на человека - созидающее или разрушающее. Таким образом, посредством голоса человек способен резонировать как с собственным телом, так и с окружающими телами. Особое значение в овладении индивидуумом голосовым резонансом имеет его способность к образному представлению и переживанию эмоций. В состоянии эмоционального подъема (эмоции радости) активизируются резонансные механизмы голоса, в то время как печаль и страх подавляют эффект резонанса. По-видимому, эмоции выступают в качестве основной мобилизующей силы голосового звучания. Направляя характер собственного эмоционального переживания, звучащий способен управлять оттенками голоса, его обертональным колоритом. Голос может стать «полетным», «легким», «холодным», «свободным» и т. д.
Эмоциональный настрой придает окрас звукоизвлечению, определяет состояние голосовых связок, систем дыхания, характер телесного жеста. Так, Г. Вильсон описывает пример крайней формы эмоциональной реакции на музыку - «трепет». «Трепет», как легкая дрожь, может развиваться и в более интенсивные формы телесного выражения: в «распространение дрожи на кожу головы вплоть до лица, вниз вдоль спины на переднюю часть тела, на грудь, бедра, живот и ноги. Представленная психофизиологическая реакция свидетельствует о том, что в процессе звуковоспроизведения участвуют все сенсорные системы организма, все тело человека.
Представления о голосе и механизмах его образования настолько тесно связаны с мышечными движениями, что неизменно сопровождаются ими. Главная особенность мышечных движений, сопутствующих голосовым представлениям – их непроизвольность. Такой переход мысленного представления о движении мышц в реальное выполнение движения описан в литературе как идеомоторный акт (от «идео» - мысль, «моторика» - движение – авт.) . Именно способность умозрительно представлять себе образ желаемого результата при резонирующем пении является основой успешного овладения техниками резонансного звучания.
При использовании «метода образности» в процессе трансперсональной сонастройки в работе терапевтической группы актуализируются идеомоторные связи – представления позитивного состояния - чувства. Психологической основой трансперсональной техники выступает воображение, которое предопределяет характер протекания двух физиологических процессов в голосовом тракте: потока воздуха и «потока» резонирующего звука. Два взаимодополняющих процесса под воздействием воли звучащего обретают третью составляющую, выражающуюся в переживании состояния резонанса. Голосовой образ воспринимается как проекция чувства вибрации в теле и вокруг тела. При этом резонирующий звук, возникающий в результате интерференции звуковых волн, регулируемых воображением и дыханием, «повисает» в акустическом пространстве. Для усиления чувства резонанса звучащему достаточно «присоединиться» к уже сформированному и удерживаемому энергией голосов аттрактору звука.
Таким образом, трансперсональное голосовое звучание, проистекающее из единого действия моторных и идеомоторных актов, из интерферирующего отражения звука в телесных и средовых резонаторах может быть актуализировано посредством сонастройки голосов членов терапевтической группы. Голос, направляемый мыслью и чувствами, выступает как средство выражения телесного чувства и духовного устремления. Являясь миру в качестве представляемого и воображаемого, индивидуального и культурного феномена, звук выступает в качестве неявной для рассудка трансцендентальной по форме силой, обладающей терапевтическим потенциалом. Управление резонансным звучанием требует развития в человеке способности к тонкому восприятию собственной природы, к рефлексии, получаемого в ощущениях, опыта звучания, к переживанию чувства собственной трансцендентальности.
Автор: Никитин В.Н.