Top.Mail.Ru
Open
Close
Направления обучения Преподаватели Отзывы Контакты
Профпереподготовка
+7 (985) 330-60-02
Повышение квалификации
+7 (985) 806-32-26
Время работы: пн-вс 10.00-21.00
Москва, м. Белорусская, 5-я улица Ямского поля, д. 5, стр. 1 (вход с 1-й улицы Ямского поля)
Практический психолог со специализацией по когнитивно-поведенческим технологиям

Профпереподготовка. Онлайн. Идет набор в группу

Подробнее
Современные методы психологической коррекции и консультирование

Профпереподготовка. Очно. Группа стартовала, можно присоединиться!

Подробнее
Эффективные методики краткосрочной психотерапии. Практический курс

Онлайн. Идёт набор в группу

Подробнее

Стресс – это ресурс?

Почему в жизни все новое пробивается с трудом? Почему новизна часто воспринимается в штыки? Потому что она вносит изменения в нашу жизнь, а любое изменение представляет собой угрозу для нашей модели мира, для нашей системы ценностей, то есть угрожает каким-то привычным стереотипам. Даже если эти привычки вредны для нас. Возникает своего рода защитная реакция: «А не будет ли новое хуже? А может, новое станет чем-то угрожающим для меня?» Ведь любое явление мира несет в себе как положительное, так и отрицательное! Мир предлагает нам огромное количество возможностей для более лучшей жизни. Ведь каждый человек мечтает быть счастливым, жить в достатке, стабильности и спокойствии. Но, очень часто мы сами же и ограничиваем себя от новых возможностей, и при возникновении совершенно неожиданной стрессовой ситуации начинаем сначала отвергать ее, испытывая шок от случившегося. Затем ввергаем себя в «стопор», не используя все имеющиеся в данный момент возможности для разрешения стрессовой ситуации и ее преодоления более конструктивным путем, и испытываем затем различные негативные эмоции: раздражение, злость, гнев, обиду. Не видим возможности разрешения сложной жизненной ситуации, возможности переосмысления ее и переоценки. И… начинаем болеть сначала просто более легкими формами заболеваний (например, острыми респираторными заболеваниями), а затем можем стать хозяевами хронических болезней.

Для того, чтобы быть эффективным в сложной жизненной ситуации, предлагаю вспомнить состояние любопытства и удивления, свойственное маленьким детям… Почему маленькие дети учатся всему очень быстро? Потому что, для них все ново в этом мире и они не бояться выглядеть глупо, если чего-то не знают. Проявляйте любопытство и не переставайте удивляться возникающим событиям и миру!

Очень хорошим ресурсом, помощником в преодолении стресса может стать релаксация. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение. Это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от любого напряжения. Метод очень полезен, овладеть им довольно легко - для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но, есть одно непременное условие - мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию: хочет ли человек быть эффективным, деятельным, сильным, преодолевать возникшие препятствия и сложности на его пути, духовно расти или же все-таки ему более комфортней и проще будет просто побыть в своих разрушающих чувствах (в раздражении, в гневе, злости, обиде – что несомненно, тоже необходимо), так как желание расти и двигаться дальше у него на данный жизненный момент отсутствует. И в этом есть отличие оптимиста от пессимиста.

Методы релаксации нужно осваивать заранее, чтобы в критический момент можно было запросто противостоять раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения постепенно станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями, хотя для того чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение. Научитесь технике расслабления и используйте ее! Не торопитесь там, где Вы раньше сразу же выражали свою реакцию на событие и говорили, все, что думали! Замедлите дыхание, наберите большой объем воздуха, надувая живот. Вообразите, что воздух медленно входит и выходит из вас. Дышите с помощью диафрагмы, надувая живот. При этом дыхание должно быть медленное, глубокое, брюшное: на вдохе диафрагма опускается, на выдохе — поднимается. Сделайте 5 - 10 таких вдохов, старайтесь, чтобы вдохи становились все реже. Повторите эту последовательность несколько раз, с каждым разом все более расслабляясь…

Возьмите «тайм-аут» и проживите чувства, которые возникают. Вы сможете заметить, как меняется Ваше дыхание, Ваш пульс, другие физиологические реакции. Есть возможность – посвятите данному упражнению больше времени.

Хорошо представьте себе успокаивающую сцену (например, теплый летний вечер за городом), явственно вообразите звуки, запахи, дуновение ветра. Включите приятную и любимую Вами музыку – это могут быть звуки природы, спокойная инструментальная музыка или джазовые импровизации – все, что Вы любите, что расслабляет Вас, переключает на комфортное и спокойное времяпровождение.

А если готовы посвятить себе больше времени – выполните упражнение по созданию необходимого жизненного опыта. Создайте своеобразный кинофильм – опыт своего эффективного и деятельного будущего – опыт эффективного преодоления создавшейся ситуации. Прокрутите Ваш кинофильм, Ваш опыт будущего, записав его на все пять дорожек наших чувств. Уже давно установлено, что отрицательные переживания из прошлых событий влияют на наш настоящий опыт. По тому же принципу положительные переживания из будущего начнут воздействовать на наше настоящее, формируя его нужным образом. Представьте Вашу картину эффективного будущего: что Вы видите, что Вы чувствуете, что Вы ощущаете, что Вы слышите в своем образе? Какие шаги Вы предпринимаете в своей картине для того, чтобы более эффективно преодолеть трудную ситуацию, не так, как Вы делали это раньше, а по-новому? Просмотрите свой кинофильм, запомните все, что видели, чувствовали, ощущали и начните действовать по-новому!

Если жизнь трясет нас, мы можем продвинуться в ней – если знаем свой путь. Того, кто знает свой Путь, жизненные невзгоды не собьют с толку, а удачи и неудачи одинаково продвигают вперед. Главное – понимать, для чего в жизни Вам дается именно эта ситуация, появляются именно такие взаимоотношения и возможности! В движении сила! Сила всегда находится внутри Вас! А точка опоры для рывка или движения вперед всегда находится в настоящем моменте

Теория организационных систем - второй подход к изучению конфликта в современной психологии. Этот подход разработан Дж. Мутон, Р. Блейком и К.Томасом, он включает в себя подход к проблеме межличностного конфликта на основе организационных систем, представляет собой оригинальную программу - исследования стилей конфликтного поведения людей в реальных условиях. Она состоит сочетания установок на отношение к сопернику и на достижение собственных целей. Авторы определили пять стратегий поведения, возможных в конфликтной ситуации: соперничество, приспособление, избегание, компромисс, сотрудничество (в дальнейшем мы рассмотрим эту теорию более подробно). Теория и практика переговорного процесса формировалась в 60-70 годы. Самостоятельное направление по изучению переговорного процесса, как части конфликтного взаимодействия. В настоящее время это направление рассматривается, как одно из перспективных направлений прикладной психологии. Исследования сосредоточены на решении таких проблем, как : изучение процесса переговоров, когда конфликтующие стороны уже приняли решение идти на поиск взаимных соглашений с участием третьей нейтральной, беспристрастной, не заинтересованной в данном конфликте стороны выявлением совокупности условий, способствующих принятию конфликтующими сторонами соглашения по спору . Такая технология переговорного процесса называется медиация. Она получила свое распространение со второй половины 20 века на Западе, а корнями уходит в глубокую древность.

В дореволюционной России медиация имела широкое применение, а потом не заслужена была забыта до 90-х годов прошлого века. Сейчас институт медиации возрождается вновь.

Предложена понятийная схема психологического анализа конфликта. К середине 80-х годов сформировались подходы к изучению конфликта: деятельностный, организационный и личностный.

С 90-х годов прошлого века , в жизни общества произошло резкое обострение противоречий, неизбежно повлекшее за собой увеличение масштаба и остроты конфликтных явлений. Сама реальность актуализировала конфликтную проблематику. Сегодняшняя жизнь вызывают необходимость, осмысления причин происходящего в обществе роста конфликтности, а также поиска новых форм работы с разными типами конфликтов. В наше время резко возрастает интерес к этой сфере, растет количество исследований и публикаций, увеличивается число психологов, увлекающихся теоретическими изысканиями и, в первую очередь, практикой работы с конфликтами. Обсуждение разнообразных проблем теории и практики конфликтологии привело к выводам о стихийном, эмоциональном, неуправляемом характере происходящих в стране конфликтов и об отсутствии в обществе институтов и механизмов их регулирования. Таким образом, можно сказать, что в области отечественной социологии конфликта идет интенсивный процесс осмысления реального предмета изучения и работы конфликтологии, равно как и развития ее теории. Значимость и актуальность проблемы конфликтов, огромный интерес к ней, однако, позволяют надеяться на быстрое развитие исследований в этой области.

Подводя итоги, хочется особо отметить тему «медиации». Поскольку со всех сторон слышатся вопросы : «для чего?» , «зачем?» и т.п. … Со своей стороны хочу сказать, что если у конфликтующих сторон есть хоть малейшая возможность договориться, то этим непременно нужно воспользоваться. И если в трех случаях из десяти удалось погасить конфликт и стороны смогли договорится то это победа! Мое твердое убеждение, что общество делает попытки увидеть «свет в конце тоннеля».

Автор: Говердовская Елена Леонидовна

Назад