Top.Mail.Ru
пн-вс 10.00-21.00
+7 (495) 640-99-33 +7 (985) 330-60-02 +7 (985) 806-32-26
Эффективные методы и техники краткосрочной психотерапии. Курс практикум. Профпереподготовка.

Очно. 16 декабря состоялось первое вводное занятие. присоединяйтесь!

Подробнее
Современные методы психологического консультирования и психотерапии

онлайн. идет набор в группу

Подробнее
Эффективные методики краткосрочной психотерапии. Практический курс

Онлайн. Идёт набор в группу

Подробнее
Практическое использование методов арт-терапии. Интегративный подход

онлайн. идет набор в группу

Подробнее

Нейропсихология

Головной мозг человека – все еще мало изученный орган, таящий в себе бездну тайн. Но, те знания, которыми сегодня уже владеют ученые, позволяют сделать вывод, что мозг является одной из наиболее сложных систем организма. На него возложено множество ответственных задач, основная из которых – управление всей деятельностью человека.

Отследить связь между функционированием головного мозга, психикой и человеческим поведением – задача нейропсихологии – относительно новой науки, которой пророчат успешное будущее. Она активно развивается, открывая все больше возможностей перед специалистами, практикующими в этой области.

Из этого материала вы узнаете, что изучает нейропсихология, каковы ее цели и чем она может помочь взрослым и детям.

Что такое нейропсихология?

Нейропсихология – это наука, специализирующаяся на изучении процессов формирования и развития познавательных функций головного мозга, его способности быстро воспринимать и запоминать информацию. Ее цель заключается в понимании взаимосвязи структур и работы головного мозга с различными психическими процессами, человеческим поведением. Нейропсихология изучает внимание (концентрацию, возможности переключения), мышление, речь, способность к волеизъявлению и самостоятельному принятию решений, контролю деятельности, эмоций.

Можно выделить три основные задачи нейропсихологии:

  • выявление закономерностей работы мозга в ходе взаимодействия с внешними и внутренними факторами;
  • оценка функционального состояния головного мозга и его структур;
  • проведение нейропсихологического анализа в случае повреждений отдельных элементов мозга.

Головной мозг человека функционирует по своим законам. Их изучением занимаются ученые-нейропсихологи. Понимая, как происходит мозговая деятельность, они могут определить причины трудностей в учебе или профессии и найти пути их устранения.

Основные направления нейропсихологии

Существуют разные направления нейропсихологии:

  • Экспериментальная. Занимается экспериментальным изучением всевозможных видов психических нарушений и причин их развития в случае локальных поражениях головного мозга.
  • Клиническая. Исследует пациентов, у которых возникли локальные поражения мозга.
  • Детская. Посвящена изучению особенностей нарушений психических функций у детей, страдающих от поражений головного мозга локального характера.
  • Реабилитационная. Направлена на восстановление психических функций при помощи задействования психологических методов.
  • Психофизиологическая. Изучает физиологические механизмы возникновения и течения нарушений высшей психической деятельности. Применяет психофизиологические исследовательские методы – окулографию, электроэнцефалографию и прочие способы диагностики.
  • Экологическая. Анализирует воздействие неблагоприятных экологических факторов на эмоциональное состояние человека, его психические функции, личностную сферу.
  • Диагностическая. Задействует нейропсихологические методы с целью выявления пораженных зон мозга и состояния высших психических функций в периодах до и после оперативных вмешательств.

Но, сегодня нейропсихология активно развивается, занимаясь исследованием высшей нервной деятельности здорового человека. К примеру, много внимания уделяется изучению межполушарной асимметрии.

История и развитие нейропсихологии

Тайны человеческой психики интересовали человечество еще со времен античности. В ту эпоху философы задавались вопросами о том, можно ли влиять на чувства, мысли и поведение людей. Формировался определенный теоретический и практический опыт, который передавался последующим поколениям из уст в уста.

Первый весомый вклад в развитие нейропсихологии как отдельной науки сделал Александр Лурия. Он доказывал, что связь между структурами и функциями мозга и высшими психическими функциями, непременно, существует. Он утверждал, что восстановить утраченные функции мозга можно, если делать упор на здоровые. Впоследствии дело Лурии продолжила Евгения Хомская. Она посвятила немало своего исследовательского времени на изучение психических функций, возникающих у пострадавших от техногенных катастроф людей. В том числе, в поле ее ученой деятельности входило исследование так называемого «чернобыльского синдрома».

Кроме того, развитие нейропсихологии во многом обязано деятельности Льва Выготского. Он был первым отечественным ученым, занимающимся нейропсихологическими исследованиями.

Кто обращается к нейропсихологам за помощью?

Чаще всего клиентами нейропсихологов становятся родители, подозревающие у своих детей несоответствие их текущего развития развитию согласно возрастным нормам. К примеру, могут возникнуть опасения, что у их ребенка присутствует задержка речевого развития, наследственное генетическое заболевание, расстройство аутистического спектра или какое-то иное нарушение.

Обратиться к нейропсихологу могут и взрослые, сами нуждающиеся в профессиональной помощи. Специалист в состоянии помочь восстановить ослабленные или утраченные высшие функции мозговой деятельности.

Проконсультироваться с нейропсихологом можно по поводу таких проблем:

  • эмоциональная нестабильность;
  • быстрая утомляемость (большую часть времени человек обессилен, испытывает сонливость, находится в подавленном состоянии);
  • плохая зрительная память;
  • проблемы со слухом, речью;
  • подверженность простудным заболеваниям;
  • проявления невротического характера;
  • повышенная возбудимость, легкая отвлекаемость;
  • трудности в чтении, письме;
  • сложности в перерисовывании изображений и т.д.

Любой из подобных признаков – повод обратиться к нейропсихологу. Его задача заключается в том, чтобы сбалансировать ресурсные (сильные) и дефицитарные (слабые) структуры головного мозга.

Детская нейропсихология

Детские нейропсихологи специализируются на помощи детям от периода младенчества до 12-ти лет. Необходимость обратиться к специалисту может возникнуть в любом возрасте. Особенно часто в консультации профессионала нуждаются дети, приступающие к обучению в школе. Такие трудности как неспособность выучить стихотворение, недостаточно развитая память или забывчивость – повод отправиться на прием к нейропсихологу.

Когда стоит обратиться к детскому нейропсихологу

Показать нейропсихологу ребенка в возрасте 6-7 лет стоит, если у него наблюдаются:

  • трудности в выполнении задач, направленных на совершенствование мелкой моторики;
  • эмоциональная неуравновешенность, нестабильность в поведенческих реакциях;
  • сложности в запоминании букв и цифр;
  • плохое чтение во втором или третьем классе.

Впервые посетить нейропсихолога рекомендуется в 5-6 лет. Вторая консультация необходима ребенку перед школой. Помощь профессионала может также потребоваться внепланово и по направлению от других специалистов.

Нейропсихология в логопедии

При помощи речи человек имеет возможность выражать свои мысли, эмоции и чувства. Если в ней есть какие-либо трудности, то это влияет как на особенности изъяснения, так и понимания речи других. Нередко она нарушается из-за локальных поражений головного мозга или его патологий. Нейропсихология помогает выявить поврежденные функции мозга и восстановить их нормальную работу.

Правильному развитию речи, по утверждению Александру Лурия, способствует единство трех составляющих: опорно-двигательной системы, чувств и органов. Так, существует кинезиология – наука, изучающая развитие умственных способностей посредством использования двигательных упражнений.

Методы и подходы в нейропсихологии

Выделяют методы нейропсихологии, которые классифицируются на две группы:

  • Сравнительно-анатомические. Они заключаются в исследовании взаимосвязи строения нервной системы и головного мозга в частности с особенностями поведения и влиянием факторов окружающей среды.
  • Практические. Применяются для восстановления отдельных функций головного мозга. Примером таких методов могут служить электроэнцефалография, МРТ, КТ.

Благодаря указанным методам есть возможность получить вполне измеримые данные о работе головного мозга и при помощи специальных упражнений улучшить его функции.

Профессиональный путь: как стать нейропсихологом

Для того, чтобы получить возможность работать нейропсихологом, необходимо получить образование по специальности «психолог» или «нейропсихология». Квалификацию можно повышать в аспирантуре, защитить кандидатскую либо докторскую диссертации.

Также имея соответствующее образование, можно найти работу в качестве клинического психолога, устроившись, например, в нейрохирургическое отделение. У такого специалиста есть возможность приобрести отличный практический опыт, помогая пациентам с различными проблемами. В случае неплохого карьерного роста можно даже стать главой отделения.

Если у вас есть возможности и желание, можно заняться частной практикой или научной деятельностью международного формата. В таком случае постоянный поток интересных задач обеспечен.

В заключение: значение нейропсихологии в современном мире

Нейропсихолог – специалист, который на основании проведенной диагностики может дать рекомендации, помогающие восстановить, откорректировать, развить высшие психические функции и поведение. Он в состоянии определить, какие у конкретного человека слабые и сильные стороны психической деятельности, как их правильно сбалансировать.

Нейропсихология в состоянии определять и распределять виды когнитивной нагрузки, опираясь на функциональное состояние организма человека. Прислушиваясь к рекомендациям специалиста, клиент сможет увеличить выносливость, повысить работоспособность, решить проблемы с речью и запоминанием. В эпоху огромного информационного потока и высокой нагрузки это как никогда актуально.

Получить знания в области нейропсихологии, повысить квалификацию в этом направлении можно в институте «Парацельс», где хороший выбор программ по данной теме:

Нейропсихологические методы диагностики, коррекции и обучения

Нейропсихология в работе с детьми и взрослыми

Методики и практики интегративной терапии в коррекции нарушений учебных навыков. Международный подход

Автор: Тимощенко Елена Геннадьевна

Назад