Top.Mail.Ru
пн-вс 10.00-21.00
+7 (495) 640-99-33 +7 (985) 330-60-02 +7 (985) 806-32-26
Эффективные методы и техники краткосрочной психотерапии. Курс практикум. Профпереподготовка.

Очно. 16 декабря состоялось первое вводное занятие. присоединяйтесь!

Подробнее
Современные методы психологического консультирования и психотерапии

онлайн. идет набор в группу

Подробнее
Эффективные методики краткосрочной психотерапии. Практический курс

Онлайн. Идёт набор в группу

Подробнее
Практическое использование методов арт-терапии. Интегративный подход

онлайн. идет набор в группу

Подробнее

Рационально-эмоционально поведенческая терапия

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) предполагает обучение человека рациональной социальности. По сути, это изменение поведения путем обучения и тренировки осмысленного совладания с проблемами, поступками, чувствами. Это не психотерапия в привычном ее понимании. В случае с РЭПТ психотерапевта уместнее называть социо-консультантом или социо-тренером.

История РЭПТ

Рационально-эмоциональную терапию разработал Альберт Эллис. Первый ее вариант он назвал рациональной терапией. Затем появилось другое название – рационально-эмотивная терапия. Это было связано с тем, что основоположник учения желал исправить мнение о том, будто его терапия совершенно игнорирует эмоциональный аспект. Напротив, он хотел указать, что она направлена на изменение эмоционального состояния человека при помощи задействования эмоционально сфокусированных техник.

Впоследствии Альберт Эллис и вовсе пожалел о том, что в названии терапии использовал слово «рациональный». Ведь то, что для одного человека что-то является рациональным, для другого может быть иррациональным. Он считал, что направлению подошло бы название когнитивно-эмотивная терапия.

Истоки и философия РЭПТ

Рационально-эмоциональная терапия базируется на четырех ключевых постулатах:

В функционировании человека действуют три сферы, связанные друг с другом – эмоции, мышление, поведение. Если что-то менять в одной из них, две остальные также изменятся. В связи с этим Эллис предлагал воздействовать на мышление, чтобы менять поведение и эмоции.

Патологическое нарушение эмоций происходит из-за иррациональных суждений.

Иррациональные рассуждения представляют собой автономные самоподдерживающиеся структуры. Они поддерживаются в настоящем и обычно отличаются от вызвавших их развитие механизмов. В связи с этим РЭПТ больше акцентирует внимание на настоящем, а не прошлом.

Иррациональные суждения можно выявлять и менять. Это и является главной задачей терапии.

РЭПТ носит дидактический характер. В ней немало времени отводится на психологическое просвещение, а также обучение клиента таким инструментам, которые он сможет использовать самостоятельно.

Основные принципы РЭПТ

РЭПТ (рационально-эмоционально-поведенческая терапия) основывается на шести принципах:

Эмоции и поведение человека напрямую зависят от его мыслей, верований, убеждений. Что он думает, то и чувствует.

Дисфункциональные поведение и эмоции (дистресс) провоцирует иррациональное мышление.

В случае возникновения дистресса из-за иррационального мышления самый действенный способ помочь себе – изменить мышление, способствующее адекватным эмоциональным переживаниям.

В РЭПТ действует бинарная модель эмоций. Она предполагает, что эмоции делятся на нездоровые (дезадаптивные, бесполезные, дисфункциональные) и здоровые (адаптивные, полезные, функциональные). Они вызывают соответствующее поведение.

В рационально-эмотивной терапии фокусировка происходит на том, что происходит именно сейчас (эмоции, поведение). Не отрицается, что определенные события в прошлом могли спровоцировать то или иное нарушение. Но, влияние на человека оказывают не сами события, а мысли о нем.

Убеждения можно менять при помощи соответствующей практики работы с мыслями и поведением.

В РЭПТ указывается, что вначале человек интерпретирует ситуации согласно своим устоявшимся верованиями, а затем на основе этих интерпретаций действует.

Модель АВС в РЭПТ

Модель АВС (более расширенный ее вариант – «ABCDE») – это основа теории рационально-эмоционально-поведенческой терапии. Ее также называют АВС-теорией личности и моделью терапевтических изменений.

В аббревиатуре модели зашифрован процесс возникновения и устранения причин ошибочного поведения и эмоций, а именно:

  • «А» («activating events») – активаторы, то есть, события настоящего времени или эмоции (поведение), вызванные этими событиями. Это также могут быть мысли или воспоминания о произошедших ранее событиях.
  • «В» («beliefs») – верования.
  • «С» («consequences») – следствия.
  • В «А» у каждого человека что-то свое, индивидуальное (цели, установки, физиологическая предрасположенность), взгляды («В»). И именно «В» способствует «С».

Все три элемента тесно взаимосвязаны и не могут существовать друг без друга. Чтобы поменять «С», следует менять «А» или же прийти к осознанию того, что «В» иррациональны и ведут к иррациональным «С». Для этого необходимо вместо иррациональных «В» принять рациональные. Если же провести наиболее глубокое терапевтическое изменение, необходимо выполнить философское реструктурирование воззрений, которые носят иррациональный характер.

Здоровые эмоции против нездоровых

Рационально-эмотивно-поведенческая терапия подразделяет все эмоции на здоровые и нездоровые.

Здоровые эмоции – это те, которые мотивируют, помогают достигать целей. Они связаны с рациональными убеждениями. Нездоровые эмоции всячески препятствуют достижению конкретных целей. Они провоцируют дистресс и взаимосвязаны с иррациональными убеждениями.

Например, эмоция страха, тревоги или паники в здоровом проявлении помогает уйти от угрозы, опасности. Если же тревога нездоровая, она сопровождается негативными убеждениями.

Две базовые биологические тенденции

В развитие психологических расстройств серьезный вклад вносит биологическая тенденция человека мыслить дисфункционально и иррационально.

Но, есть еще одна тенденция, свойственная людям – конструктивная. Она предполагает, что человек может применять волю к выбору для того, чтобы менять свой образ действий и дисфункциональное мышление на функциональное.

Практика РЭПТ

Практика рационально-эмоционально-поведенческой терапии предполагает поэтапную работу с клиентом и применение определенных техник. Для анализа мышления и поведения используется АВС-схема.

Этапы терапевтического процесса

Терапевтический процесс выстраивается по определенной стратегии, включающей несколько этапов:

  • Сбор сведений о клиенте, выбор проблемы.
  • Оценка последствий («С»).
  • Уточнение активирующего события («А»).
  • Формулирование цели («G»).
  • Осознание клиентом взаимосвязи «В» и «С».
  • Выявление иррациональных установок («В»).
  • Оспаривание и коррекция «В». Достигается при помощи диспута – когнитивного, образного, поведенческого.
  • Закрепление изменений. Позволяет укрепить сформированные на предыдущем этапе рациональные убеждения, освободиться от иррациональных убеждений, сформировать адаптивное поведение.

РЭПТ эффективна в работе с поведенческими и психическими расстройствами, психосоматическими заболеваниями, невротическими реакциями при заболеваниях психического и соматического происхождения.

Техники и инструменты РЭПТ

На каждом из этапов РЭПТ-консультирования могут применяться различные методы, позволяющие добиться конкретной цели на определенном этапе терапии. Используется анализ мышления, обнаружение иррациональных верований и их пересмотр. Для конкретизации «А» возможно применение техники «цепочка выводов» – последовательные вопросы, уточняющие что в ситуации «А» спровоцировало конкретную эмоцию «С». Также в таких случаях хорошо работает «волшебный вопрос» – что в ситуации «А» нужно изменить (не меняя ситуацию), чтобы ослабить следствие (эмоцию «С») и уточнение – «Правда, что самые сильные эмоции вызывают тем, что в такой ситуации…?

Для выявления иррациональных суждений используется опрос, заполнение клиентом дневника самонаблюдения, сосредоточение на образах. С целью проведения оспаривания и коррекции «В» применяется диспут (дискуссия), а для закрепления изменений – домашние задания.

В институте «Парацельс» имеется хороший выбор программ, которые будут полезными в освоении данной темы:

Автор: Савченко Игорь Анатольевич

Назад